Статистика
Locations of visitors to this page







Дизайн и разработка
Чтобы верить в то, что надо мечтать - и летать нужно иногда... (Александр Мирский)

Swoop. Категория неоправданного риска

Итак, вы спокойно стоите себе на старте, шутите со своим приятелем по поводу прошедшего прыжка...

Вдруг вы слышите резко нарастающий свист ветра сквозь стропы - весьма характерный звук, производимый только высокоскоростными куполами. Ваш рот замер, не закрывшись, и вы, равно как и все на DZ, подняли головы вверх - увидеть заключительную стадию агрессивного приземления, так называемый "хук-торн".

Это - Рикетс Пауер, и он действительно невероятен! Пальцами ног касаясь травы, он проносится с такой скоростью, что роса моментально испаряется с его стоп. Пролетев почти 70 метров, Рикетс чуть придавливает "клеванты", купол приподнимается на метр вверх - и замирает.

Он опускается на землю, смотрит на вас, улыбается, собирает свой купол и идет в ангар. Упавшие в обморок девушки начинают приходить в себя, а одна из них, поднявшись, следует за ним. Рядом с тобой кто-то проходит в футболке с красноречивой надписью "Нет Страху". Вы оборачиваетесь за ним, и читаете на его спине: "Боль - временна, Слава - навсегда!"

Через секунду мозг опять заработал: "Серьезный пролет... я знаю - у него "Stiletto", причем "107"... небольшой... и эллиптический... да-а-а. Мой "PD170" - как каток, почти не летает. Послушай - у меня уже 250 прыжков - время менять купол! Точно - новая система: маленький купол, поменьше "запаску" - мне нужна именно такая малюсенькая система. Вот тогда я и смогу делать такие пролеты... Слава и Девчонки - Навсегда!...... Так, куда я дел кредитную карту?"

Хорошо. Давайте теперь вернемся к реальности. Да-да, дамы и господа - к реальности, потому что именно там мы все и живем - в реальном мире! Мы только что видели пролет Рикетса. Очень впечатляюще, ничего не скажешь - умеет, сорванец. Ладно. Хорошо. Кто он такой, этот Рикетс? (Естественно, имя вымешено, однако чувствуется намек на Рикстера Пауела - тест-пилота куполов "Performance Design"). Он - один из прыгающих на вашей DZ. Он уже достаточно долго в этом спорте и, наверное, даже некоторым образом в нем завязан. У него очень много прыжков - скорее всего, он прыгает ПОСТОЯННО. Все его приземления просто совершенны. Рикетс - действительно Мастер. Он тот, кем ты хочешь стать. Рикетс оттачивал свои приземления на протяжении многих лет и под разными куполами. Он использовал опыт приземлений под "Pegasus""и под "Wildfire", под "Excaliber", "Sabre" и теперешним "Stiletto".

Рикетс уже совершил несколько своих тяжелых ошибок на первой тысяче "свупов". Ошибок, которые делают ВСЕ, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО не пройдут мимо - вы их тоже, несомненно, СОВЕРШИТЕ. Но он допустил их под куполом, над которым, наверное, сегодня все бы только смеялись - который вообще не имел скорости. Но тогда это были весьма "крутые" системы. Ошибка при приземлении под таким куполом стоила ему 2-3 дневного перерыва из-за подвернутой ноги. Теперь он редко допускает ошибки - может быть, один небольшой недочет за 250 - 500 прыжков. НО ОН ИХ ПО-ПРЕЖНЕМУ ДОПУСКАЕТ! Просто он уже не очень их боится, потому что научился мгновенно на них реагировать и интуитивно выполняет необходимые действия. А благодаря чему у него это так здорово получается? Удача? Конечно же, нет - ОПЫТ! Тысяча выполненных "свупов" - не 1000+ прыжков, а 1000+ "свупов" - вот цена, которую нужно заплатить!

Все же, почему Рикетс не ездит до сих пор в инвалидном кресле? Потому что он хладнокровно и постепенно учился и приобретал необходимые знания и опыт. Потому что он прекрасно осознавал весь риск и стоимость ошибок. Последствия ошибок могут варьироваться от небольшого перерыва в прыжках до паралича или... еще хуже. Они сказали ему - ты не сможешь бежать, пока не научишься ходить, в то время как Рекетс еще только ползал. Он знал, что "свуп" - это еще не все. Он знал, что лучше пройтись чуть больше, но при этом не подвергать неоправданному риску себя и остальных. Он знал, что не сможет выполнить безопасный "свуп" в людном месте - он никогда его там не выполнял. Он приземлялся в другом месте и шел назад. Он знал, что не стоит "агрессивно свупить" на первом прыжке в день, или на новой DZ или из-за ощущения неповоротливости (с похмелья!) - он уже видел достаточно много восхищенно смотрящих на него лиц.

Сразу после раскрытия он готовиться к выполнению "свупа": подводит себя к необходимому месту прямо над расчетной точкой, проверяя высоту и направление для начала своего разворота на 180 или 270, или любого запланированного крайнего разворота. Он внимательно следит за всеми куполами в небе, притормаживая купол с целью попасть в нужную точку в необходимое время. Чем ниже он опускается - тем собраннее он становится. Когда же он начинает выполнять разворот - можешь быть уверен - он точно знает местоположение ВСЕХ куполов в воздухе, их предполагаемую глиссаду и место приземления. Он убедился, что они никак не могут помешать или представлять какую-либо опасность для него во время выполнения "свупа". Если же кто-то в результате непредвиденных обстоятельств летит по перекрестному направлению и может разрушить все его планы и расчеты - он приземляется обыкновенным способом, и никогда не выполнит незапланированного "сокращенного свупа". В конце концов - он "свупит" только потому, что получает от этого удовольствие. Удовольствие нестись на большой скорости вдоль земли, цепляя пальцами ног траву, пролетая длинные и незабываемые расстояния. А то, что это смотрится здорово и вызывает восхищение наблюдающих - просто лишь небольшое дополнение к этому. Он "свупит" для Рикетса, не для девушек.

Стандарты Пилотирования Куполов в Британии достаточно толковые и контролируются каждой ДЗ. Стоит лишь немного отступить от этих правил и инструкций - картина меняется радикально. Некоторые купола действительно заставляют вас поверить в чудеса. Так, например, на различных фестивалях пилоты могут творить со своими парашютами все, что угодно - сажая их по ветру или поперек, с разными курсами посадки, в одно и то же время и достаточно близко к старту. Очень часто это превращается в настоящую сумятицу. В прошлом году на одном из таких фестивалей в Северной Европе за четыре дня я видел, как один парашютист погиб, одному фантастически повезло, и еще два других отправились в больницу с серьезными травмами. И все только потому, что они приняли бессмысленное решение и видимо, не отдавали полностью отчет в себе и своих действиях!

1 День
Один отчаянный парашютист на достаточно большом куполе пролетает по ветру через площадку приземления на высоте 60 м, разворачивает свой купол на 45 градусов и приземляется поперек ветра, заставляя двух других парашютистов, уже разогнавшихся для приземления, экстренно тормозить, давая ему возможность приземлиться. В итоге парень ни с того ни с сего затягивает левую "клеванту" и заваливается на бок. Он ударился о землю одновременно с куполом под углом 45 градусов - больница! (Хотя то, что я увидел - 40 парашютистов, одновременно приземляющихся на одну и ту же узкую площадку - было, наверное, самым большим сумасшедшим зрелищем, которое я когда-либо видел!)

2 День
Оператор с опытом в 250 прыжков на своем "Stiletto 120" открылся достаточно низко и сразу на полном ходу полетел к площадке приземления. Выполняя разворот на 180 градусов на высоте 20 м, он на полной скорости ударился о землю. Травмы были очень серьезными - его тут же забрали в больницу (подозреваю, что он не скоро захочет вернуться назад...)

3 День
Я заметил два купола на высоте около 60 м, летящие против ветра прямо на площадку приземления. Один из парашютистов (который был несколько позади) видимо что-то задумал и, подлетев к первому куполу, попал в его турбулентный след! Купол "BT Pro" вошел в "плоский штопор" и провернулся 3 с половиной раза вокруг своей оси - практически мгновенная потеря высоты! (Я действительно испугался - у меня как-то раз случалось подобное, но такой спирали я еще не видел.) Пилот провалился в скрученный купол и очень сильно ударился о землю. Жуткое зрелище.

4 День
Еще один из отчаянных умников открылся где-то на 300 м (там было несколько таких ребят, которые постоянно так открывались без видимой на то причины) и получил "заклинивание клеванты". Он ничего не предпринимал, и купол начал потихоньку свинчиваться. Выбор прост - либо отцепляться, либо умирать! Он отцепился ниже 200 м и повис на "запаске" метрах на 70, причем купол имел неплохую "закрутку". Каким то образом он умудрился приземлиться, здорово ударившись о землю. Я посмотрел на Криса (Томаса) и сказал: "Скайдайвинг тут попадает в категорию "Неоправданного Риска"! "Ты знаешь - я тоже так думаю - не будем тут прыгать!" - и мы не стали.

В чем суть вышеописанного? Это была большая DZ, но место для "крутых" приземлений было действительно очень маленьким. Из-за стоящего рядом "Геркулеса" это место в буквальном смысле было заполнено парашютистами. Слишком много факторов необходимо контролировать - слишком много решений необходимо мгновенно принимать. Недостаточно опытные парашютисты + высокоскоростные купола + слишком большой трафик на приземлении - вот и вся формула.

Итак, ты решил пересесть на новый быстрый купол?

Ладно, это действительно круто. Но ты должен объективно продумать все факторы до принятия окончательного решения.

Нормальная проницаемость
Когда большинство из нас начинало прыгать, парашюты-"крылья" в основном были сделаны из ткани "F111" - нейлон, обладающий, назовем ее так, "нормальной проницаемостью". Такие купола были очень неплохими и удовлетворяли все, на то время, необходимые парашютные требования. Невысокая, по сегодняшним меркам, скорость (порядка 32-40 км/ч), плавные повороты, предсказуемая реакция на любые действия пилота. Но даже на таких "послушных" куполах многие парашютисты очень серьезно травмировались и даже гибли при попытках выполнить "низкий хук-торн".

Парашюты с "турбо-наддувом"
Обработав нейлон специальным раствором, вскоре была получена ткань с так называемой "нулевой проницаемостью" /zero porosity (ZP)/, - т.е. эта ткань совсем не пропускала сквозь себя воздух. Из-за такого усовершенствования ткани "крыло" стало более жестким. Повальное пересаживание на такие купола началось с конца 80-х. "Parachutes de France" с этого момента делает ставку на купола с эллиптической формой крыла. "Performance Designs" выпускает свой знаменитый "Sabre" - ZP-версия их проверенного и надежного "крыла". Скорость возросла до 50 км/ч, с гораздо более быстрыми и резкими поворотами.

Однако "нулевая проницаемость" привела к увеличению вероятности жестких и т.н. "не-по-направлению" раскрытий. Теперь парашютисту необходимо было быть гораздо более внимательными к укладке купола и положению тела при раскрытии. Парашют стал менее простительным по отношению к человеческим ошибкам - раскрытие во время быстрого перемещения практически гарантировало жесткий рывок. У пилота уже не остается времени в случае частичных отказов типа "закрутки строп" или в случае столкновений с другим куполом, которых, кстати, стало на порядок больше. Посадочная скорость выросла до очень высоких показателей, вследствие чего, собственно, и родился такой вид парашютного спорта как "парашютный серфинг". В итоге количество серьезных травм и летальных исходов вследствие ошибок при расчетах "агрессивных разворотов на малой высоте" выросло в несколько раз.

Парашюты с "турбокомпрессорным наддувом"
На этом дело не закончилось. Дальнейшее развитие парашютов из "ZP"-ткани привели к появлению куполов с новыми радикально измененными аэродинамическими формами, которые обладали еще большей скоростью и мгновенно реагирующие на движения пилота. "BT Pro" и "Stiletto" стали яркими представителями этого нового поколения куполов. Повороты стали несравнимо быстрее и радикальнее (настолько, что могут привести к закрутке строп в момент выполнения) - теперь пилоту было необходимо постоянно контролировать купол, не имея возможности отвлечься ни на секунду. Затянув передний свободный конец, пилот мог понестись к земле со скоростью 90 км/ч! При умелых действиях подготовленный пилот прямо перед землей выводит такой купол в горизонтальный полет и выполняет "свуп-пролет" на 50 м и даже еще дальше. Сам по себе такой "серфинг" не обязательно должен быть строго по-прямой. Профессионалы могут при выполнении такого "пролета" черкнуть крайней секцией купола земли и снова поднять купол в обычное положение. Все это стало возможным только благодаря высокой скорости, которую пилот развивает при заходе на посадку. Производители таких куполов устанавливают для пилотов ограничения на использования своей продукции - порядка 500 прыжков на "крыле", но, по всей видимости, их никто не придерживается.

Естественно, такое усовершенствование не могло пройти без увеличения фактора риска. При выполнении таких "свупов" повышается риск практически по всем категориям - Боли, Увечья, Смерти - вы каждый раз балансируете на грани этого риска, за исключением случая, когда вы точно знаете, как его избежать...

Давайте повнимательнее посмотрим на "Stiletto". В данный момент он представляет собой "Венец парашютной технологии" - купол, который "ты обязательно должен купить": "нулевая проницаемость", "эллиптическая платформа", мгновенные развороты, немыслимая скорость. Все это так. Однако нужно помнить, что это не "разумный" парашют, а абсолютно "тупой"! Он слепо несется туда, куда направил его находящийся внизу парашютист, абсолютно не задумываясь о его безопасности и последующей судьбе. Когда пилот затягивает клеванту - он поворачивает, однако поворачивает настолько радикально и резко, насколько клеванта была затянута, без каких либо намеков на заботу о возможных ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАКОГО РАЗОРОТА. Поэтому такие купола требуют пилотов такого же класса, который бы соответствовал им самим. В их руках они становится послушным инструментом для выполнения захватывающих дух высокоскоростных и длинных "пролетов". В других же руках они мгновенно превращаются в жестокое оружие для УБИЙСТВА и ИСКАЛЕЧИВАНИЯ себя и других.

Я встречал достаточно парашютистов, очень часто меняющих свои купола. В основном это происходит из-за того, что они, по их мнению, уже не могут совершенствовать свои "свуперские" навыки, используя старый купол - из него уже сложно что-то "выжать", нужен новый, более "крутой", который обязательно позволит совершать более "крутые свупы". Тут и кроется самое большое заблуждение - "свупят" пилоты, а не купола! В этом легко убедится, отдав свой "старый" купол вашему местному Рикетсу и понаблюдав за его приземлением. Если он выполнит точно такой же "пролет", как и вы - тогда действительно стоит задуматься о новом куполе. В противном же случае он продемонстрирует вам, сколько еще потенциала и возможности хранит в себе ваш купол, и сколько еще вам предстоит в нем открыть.

В прошлом году 32% (почти треть) фатальных прыжков по информации USPA произошло из-за ошибок при "агрессивном приземлении" и при столкновениях куполов. Более того, тенденция такова, что в этом году под куполом получат увечья или еще хуже - гораздо больше парашютистов (то есть нас), чем когда-либо. Давайте не дадим этой тенденции сбыться.

Итак, смена купола на более современный и скоростной ведет к повышению риска в следующих категориях:

Столкновение куполов
Ошибки при приземлении

И в том, и в другом случае серьезность травмы напрямую зависит от скорости. Высокоскоростные отказы заводят купол в высокоскоростную "спираль", из которой выбраться очень сложно. Даже отцепка может быть затруднена из-за закрутки строп. Таким образом, вы сами выбираете варианты развития событий при отказах. Чем скоростнее купол вы приобретаете, тем меньше времени у вас остается на необходимые действия, и, следовательно, меньше прав на ошибку. Неудачно спланированный заход на посадку под таким куполом несет в себе самые ужасные последствия, о которых даже не хочется говорить.

Если вам действительно необходимо увеличить скорость, и вы уверены, что уже все для этого перепробовали? У вас "коллапсируемая медуза" и вы зачековывете "слайдер"? Тогда пораспрашивайте вашего Рикетса о вашем куполе - что еще можно из него "выжать". Усовершенствовать свои навыки гораздо более полезно, безопасно и дешево, чем покупать новый, супер-скоростной купол, который, весьма возможно, недостаточно подходит под ваши возможности.

Если же все-таки решили покупать купол меньшего размера - попытайтесь не поддаться искушению покупать сразу не несколько размеров меньше. Все же стоит придерживаться указания производителей относительно загрузки. В действительности, нет особого смысла покупать для себя "перегруженный" купол - перегрузка скоростных куполов увеличивает их "непростительность" еще больше. Если вы выполняете менее 100 прыжков в год - нужен ли вам такой же купол, как тому, кто прыгает 300 и больше? Необходимо определиться. Если вам придется выполнять "хук-торн" только потому, что ваш купол настолько мал, что по-другому вы просто его не посадите, тогда стоит задуматься - разве вы к этому стремились? Или вам нужен просто купол следующего более мелкого размера, который вы можете посадить в любой момент, в любую погоду на любую площадку без особых проблем и приготовлений, который был бы все же не так жесток к небольшим погрешностям при расчетах? Если ваш "старый" купол пару раз серьезно вас "напугал" - готовы ли вы пересесть на более "устрашающий" парашют?

"Фактор Риска" - один из основных моментов, которые вы ОБЯЗАНЫ обдумать в первую очередь, собираясь пересесть на новый купол. Скайдайвинг действительно потенциально опасный вид спорта, но мы сокращаем степень риска до приемлемого уровня - уровня, при котором можем чувствовать себя комфортно. Не стоит самодовольно обманывать себя - этот спорт может лишить вас жизни в одно мгновение. Убедитесь, что решение о новом куполе вы приняли с учетом всех факторов и вариантов. Еще раз взвесьте ваши способности, пожелания и возможности. Ведь, в конце концов, все это делается ради удовольствия - хороший клуб, классные друзья, современное снаряжение, любимый самолет, мягкие раскрытия и плавные приземления. Но в один момент все это может перевернуться с ног на голову, и когда это произойдет - события будут мгновенными, а результат - катастрофическим.

Не заносите сами себя в "Категорию Неоправданного Риска"

Автор публикации: Джордж Пилкингтон
Автор перевода: Сергей Карюк

Взято с: http://www.skydiver.com.ua

Страниц: 1
Опубликовано: 11.06.2009 | Просмотров: 4448 | [ + ]   [ - ]   | Печать
© 2024 Поддержка сайта - Бирзул Александр