Статистика
Locations of visitors to this page







Дизайн и разработка
Все боятся. Не верь, если говорят, что не боятся – врут. И ничего постыдного тут нет. Думаешь, если кто не боится, так он умный или храбрый? Он дурак просто. Только дураки ничего не боятся… (Олег Рой)

Особые случаи

Оглавление:

  1. Вводная
  2. В небе
  3. Под куполом
  4. Приземления

Часть 4. «Приземления»

Когда начал писать данную часть, вдруг поймал себя на мысли, что названии «части» будет несколько не соответствовать ниже написанному, поскольку именно ПРИЗЕМЛЕНИЕМ те действа назвать как-то затруднительно…. Ну, да Бог с ними и с нами тоже!.... Ха-ха!!! «…С Богом!!!...» (прошу прощение за тавтологию!)

Некоторые из нас могут посчитать, что конечной стадией прыжка с парашютом является соприкосновение парашютиста с земной твердью…. М-м-мда! И, при этом, по возможности – ПОМЯГЧЕ!!! Для меня же данная стадия наступает тогда, когда я, одуревший от удачно проведённого дня, заваливаюсь спать!.... Но это всё философия жизни!!!...

Как я уже описывал в своих предыдущих «произведениях», «школу» ПРИЗЕМЛЕНИЯ моё поколение проходило ещё в советские времена при доблестном ДОСААФе. Перворазники, а тем более начинающие спортсмены «рихтовали» полы «укладочных классов», застеленные матами, до головокружения. Не скажу, конечно, что в последствии все парашютные прыжки обходились без травм, но переломов ног было не то что меньше, а на несколько порядков менее!!! Годовая статистика стандартного ДОСААФовского аэроклубы могла включать в себя пару-тройку сильных вывихов или переломов, хотя могла и вообще обойтись без таковых…. К слову говоря, умение приземляться в экстремальных ситуациях мне помогло уже не раз в жизни – пару раз прыгал с НЕ первых этажей зданий, с движущегося автотранспорта…. И не одного перелома (компрессионный ушиб не в счёт!).

В разделе ПРИЗЕМЛЕНИЕ, мне лично, например, нравился раздел «приземление на препятствия». Помните?

«…при приземлении на ЛЕС необходимо принять следующую группировку: руками обхватить свободные концы крест-накрест – тем самым, защищая лицо. Ноги свести вместе в трёх контрольных точках. При «встрече» (!!!) ствола дерева, отталкиваться от него ногами…»

или «…при приземлении на высотное здание, отталкиваться от его стены сведёнными вместе ногами, стараясь не попасть в оконные проёмы (!?!), при попадании же в таковые – стараться отталкиваться от рамных перекладин (!!!)…»

Но читать и изучать это всё « в теории» не то, что на практике видеть, а тем более (не дай Бог!!!) испытывать самому!!!

Итак!... Лето 1987 года, прыжки идут «по плану»…. Лето. Тепло, а правильнее сказать – жарко! Работают два АН-2. Один борт «тягает» начинающих спортсменов (800 – 1500 метров), на втором спортсмены «долбятся» с «тридцатки». Ближе к обеду «слегка» усиливается ветерок и крайнюю выброску «начинающих» сдувает в сторону частных домов (я уже не раз говорил, что аэродром в Грозном расположен в черте города). По контролю в ТЗК РП видит, что все приземлились вроде бы нормально и санитарную машину – «подкидыш» за ними не направляет. В течение первого получаса все ребята и девчата из той выброски возвращаются на «старт» за исключением одного паренька…. Проходит ещё полчаса – нет! Инструктора на «старте» начинают нервничать, суетиться и опрашивают ребят из того взлёта, те им в ответ – да всё нормально! Мол, парень в какой-то частный огород там приземлился, может хозяева чем-то там угощают!... У нас это иногда происходило – как-никак «кавказское» гостеприимство – «гость на двор – стели на стол!». Ещё через полчаса Асикович (один из наших инструкторов) даёт команду и несколько спортсменов, в том числе и автор этих строк, запрыгиваем в «подкидыш» и едем разыскивать пропавшего….

Слегка пропетляв по улочкам-закоулочкам, обнаруживаем нашего пропавшего стоящим посредине огорода одного из частных дворов…

Выпрыгиваем из машины в не очень дружелюбном состоянии – из-за этого «нехорошего человека» мы прервались от прыжков!!! Наши все в небе – а мы тута!!!.... И тут…

И тут я понимаю, что зря не взял с собой фотоаппарат!

Вот Вы когда-нибудь видели ЖИВОЕ ЧУЧЕЛО?!? А я увидел!!!

Стоит это …м-м-м…, недоразумение посреди грядок с помидорами и так жалобно к нам: «…Ребята! Снимите меня отсюда!!!...».

Атмосферка, я Вам скажу!!! Во дворе лает уже охрипший пёс, хозяев, как мы поняли, дома никого, и это – ЧУЧЕЛО ворон отпугивает!!!...

Перелезли мы через забор и к нему – что такое? Чего не идешь-то?!?

Но как подошли – так сразу же и поняли!

Но, в начале, небольшое отступление. У нас на Кавказе (здесь в Питере я что-то такого не видел!) некоторые овощные культуры (огурцы там, помидоры) выращивают следующим образом: рядом с кустом растения в землю втыкается металлический стержень, к которому, по мере роста растения, подвязываются его ростки. Ну, типа направляющих!.... На сленге этот стержень называют нелицеприятным словом – ТАРКАЛ! Высотой обычно такой таркал бывает около 1,5 – 2 метров, ну и в землю ещё втыкается – чем глубже, тем крепче стоит!

Так вот! Стоит наш «герой» посреди «кровавого поля» из зрелых помидоров, часть которых он при приземлении раздавил, НАНИЗАННЫЙ как жук на булавку, на ДВА таркала!!!...

Нам, в начале, чуть плохо не стало! Особенно когда увидали торчащие из его тела металлические стержни и бардовые потёки на комбинезоне. Ну, думаем – ВСЁ!!! Отпрыгался!!! Мы к нему – где болит?!?

А он нам – «…Да ни где у меня не болит! Мужики, снимите меня! Я тут уже задолбался стоять! А слезть сам не могу!!!...»

Мы его со всех сторон осмотрели – действительно! «Кровавые потёки» оказались соком помидор, которые он раздавил при приземлении, а потом ещё, пока нас дожидался, жрал от волнения….

И вот тут-то мы похохотали от души!!!

Что же случилось?!

Парень при снижении под куполом «Дуба» увидел, что его несёт на крышу дома, и он не придумал ничего умнее, как, довернувшись, пойти на приземление в огород.

«…Ну, да! Я вижу, что до улицы не дотягиваю, а во дворе этот крокодил волосатый (волкодав, т.е.!) бегает! Ну, я и решил, что уж лучше в огород – там земля мягкая должна быть! А таркалы я уже только под своей задницей увидел!... Даже испугаться не успел!!!...» - поведал нам пострадавший.

Вообще-то такое приземление достойно Книги рекордов Гиннеса. Мы когда приехали обратно на «старт», то подсчитали – в его комбинезоне оказалось 8 (!!!) дырок от таркалов. Один из которых дважды пронзил левую штанину, вошёл с левой стороны груди и вышел под левой подмышкой. Второй же пронзил правый рукав в районе локтя. А на теле только две лёгкие царапины!!!...

Повис наш «Геракл засушенный» таким вот образом, купол далее по проходу на посадку картошки улёгся – себе то он место без таркалов нашёл, и в себя несколько минут приходил. Ребята из его выброски-то, когда мимо проходили, окликнули его, а он им ответил, что всё нормально! Мол, сам доберусь! Ага!!!...

«…Я, когда успокоился от осмысливания того, что чуть «девственности» не лишился, решил слезть с них. А у меня ничего не получается! Я и раскачиваться пробовал – никак!!! Тогда решил вытащить таркалы из земли. Не тут-то было!!! Видать хозяин крепкий мужик оказался – в землю их вогнал «по самые не хочу»! Я помаялся тут с полчаса – ну ничего не выходит, и понял, что без посторонней помощи не слезу! Единственное – гадал, кто первым придёт – хозяин или наши!? Хорошо, что Вы первые приехали. А то я видите, сколько помидор тут ему раздавил…, да и сожрал от волнения не меньше!...»

Действительно, выдернуть оба таркала мы смогли только вдвоём!

Следующий случай произошёл в этот же год и, можно сказать был не столько интересен, но проявил как раз то самое «кавказское гостеприимство».

В то время к нам в Грозный приехали на тренировки несколько команд «классиков» из России, в том числе и команда из Москвы. У них была своя ТЗК, спаренная с видеокамерой с мощным объективом, на которую писались результаты прыжков с земли. Обслуживал эту «трубу» молодой паренёк, который в один из дней изъявил желание прыгнуть.

Ну, так БЕЗ ПРОБЛЕМ!!! Натянули на него «Дубок» – иди, прыгай!

Но, что-то там опять то ли с выброской, то ли с ветром напутали, и мы уже провожали своим взглядом спускающийся в направлении садов частных домов купол.

За ним, правда, в отличие от первого случая сразу же послали машину, которая приехала обратно через… 2 часа!!!

Ребята вывалились из «подкидыша» в состоянии, в котором прыгать было уже никак нельзя! А «виновника» вообще вынесли на руках и уложили отдыхать в тени «коломбины».

Оказывается, что парень приземлился прямо на черешню во дворе дома, где… играли свадьбу. Представляете!?! Молодожёнам орут «Горько!!!», дарят подарки… и тут ТАКОЙ подарок с неба!!!....

…Здравствуйте, я Ваша тётя!!!!!!!!!...

Его, конечно, из подвесной вынули и за стол – на самое почётное место усадили!...

Мужики, те, что за ним поехали, только по висящему на дереве куполу его и нашли! Зашли во двор – где тут наш?!..... И их за стол!...

Правда, в машине опытные ребята попались, так что обратно с собой они привезли: канистру вина домашнего, закуси в немереном количестве и…. полный купол той самой черешни!!!

Что бы Вам ещё такого рассказать-то?!? Мне то лично «не повезло» ни разу повисеть на деревьях, единственный случай, который мог бы привести к таковой неприятности, я уже описал в рассказе «Слоники в небе»…. Поэтому, наверное, продолжу я описывать только то, что видел лично, …но Бог миловал!!!

Я уже точно не помню, но, где-то в 1991-92 году это произошло у нас в «Лисьем Носу» под Питером.

Прыгал у нас один классный паренёк из Севастополя, звали его, кажись, как и меня, Игорем, а вот фамилию уже не помню. Служил он, а точнее учился в военно-морском училище имени Фрунзе, как мы его «раскололи» – на «морского котика». Это, кто если не знает, такой наш спецназ, приоритетное место …м-м-м… «обитания» которого – подводный мир! Ну, а Игорьку видать скучно было только в морских просторах болтаться, вот он, параллельно, и воздушные просторы изучал, так сказать – НА ПРАКТИКЕ!!!

Прыгал он на «Утешке» и, надо сказать, довольно продуктивно – и «комплекс» крутил и точность давал. Вообще-то парень он был не маленький, примерно моего роста, где-то 185 см., ну и с физической подготовкой у него было всё нормально! (припевая себе под нос) …Таких не берут в космонавты!...

Так вот! В один прекрасный летний денёк у нас уже заканчивалась прыжковая смена. Я, отпрыгал свои прыжки и засунул оба купола (ОП и ЗП) в сумку, и понёс её на наш склад, куда потянулись и все остальные ребята со «старта». Наш самолёт в этот момент набирал высоту на крайний прыжок в этот день и когда я уже дошёл до склада, то в воздухе уже пестрели купола, среди которых оказался и Игорь. Ребята должны были приземлиться рядом с СКП (стационарный командный пункт), чтобы также сразу же отнести купола на склад.

Неожиданно произошло резкое усиление ветра, и мы заметили, что ребят-то несёт прямо на подъездную дорогу (асфальт!!!), площадку перед складом (тоже самое!!!), а что самое страшное – то прямо на крышу самого склада!!!...

Неприятное, скажу я Вам ощущение, даже наблюдать за этим!!!

Ребята, кто как, стали бороться! Кто-то давился на «малом сносе», кто-то стал уходить в сторону…. Игорьку же не повезло. Его несло прямо на асфальтовую площадку перед складом и высоты для манёвра уже не было!...

В то время у нас в «Лисьем Носу» вдоль всей подъездной дороги росли столбовидные тополя. Сейчас их уже почти все спилили.

Так вот! Видим мы, как Игорь несётся на «большом сносе» прямо на нас (а мы как раз стоим на той площадке) и на уровне верхушек тополей. Мы ему машем – «На «малый снос» поворачивай!!!»… И вдруг видим!...

Проходя ПРЯМО в верхушку одного из тополей, Игорь бросает клеванты (!!!) и…. ВЦЕПЛЯЕТСЯ в его верхушку!!!!!!..............................................

Есть такая многообразная поговорка – «Жить захочешь – ещё не так вцепишься!!!».

Вот это мы и наблюдаем!

Игорёк обвил ствол, а правильнее сказать саму верхушку дерева ногами и вцепился в неё же руками! Купол «Утехи» по инерции и под действием ветра летит дальше и тянет за собой тело Игоря. Более того, Вы представляете себе ещё и инерцию, с которой Игорь …м-м-м… въехал в верхушку тополя?!?

И вот всё это «сооружение» на наших глазах изгибается-изгибается-изгибается……….

Вообще-то, насколько я знаю сам, тополь очень хрупкое дерево! Это Вам не берёза там или что-то там ещё…. Но тут!...

Совершив, прямо скажем так, – под нашим оцепеневшим взором, ДИКУЮ амплитуду, ствол дерева НЕ ЛОМАЕТСЯ!!! А, слегка задержавшись в некой средней точке своей высоты (высоты ствола дерева!), пока купол «Утехи» гаснет и проваливается вниз…, ствол начинает стремительно возвращаться в обратном направлении, раскачиваясь как маятник музыкального метронома….

Тут до моего сознания, наконец-то, долетает какой-то жуткий звук – это Игорёк, видать от страха, извергает из себя такой «перелив» завывания с воем….

У-У-У-УА-А-А-АУ-У-УА-АУ-УА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!..........................................

Как оказалось в последствии все, кто слышал ЭТО (а я так думаю, что слышно его должно было быть если не в самом Питере, то в Лисьем Носу точно!), то сразу же сравнили с боевым кличем Тарзана!...

Представьте себе «картинку»!!!

Высоченный тополь, на верхушке которого раскачивается, издавая боевой клич племени ирокезов, наш Игорёк, а вокруг все мы в застывших позах «а-ля» «к нам едет ревизор»!!!...

Спустя секунды 2-3, вся наша застывшая группа «массовки», главный герой-то на дереве – исполняет соло! – оживает………. и начинает ПРОСТО ВАЛИТЬСЯ ОТ ХОХОТА!!!!!!!!!!!...........................

Нет, чтобы «брату» нашему помочь, – какое там! Мы не в силах!!! От сильнейших эмоциональных перегрузок ноги не держат, многие падают там, где и стояли!

Услышав ТАКОЕ веселье вокруг, замолкает и наш ГЕРОЙ! Чем ещё больше усиливает наше «радостное» настроение, поскольку в неожиданной тишине стало слышно с каким протяжным и натужным скрипом качается ствол дерева!....

Эта «сценка» продолжается несколько длительных минут, за которые ствол тополя уменьшил амплитуды качания до минимальных, а мы, наконец, смогли найти в себе силы для оказания помощи нашему «небесному брату». Правда, КАК мы это делали и, вообще, КАК Игорёк слезал с того тополя – отдельная история, которая могла бы стать отдельной главой рассказа….

С того самого прыжка к Игорьку прилепилось НАМЕРТВО почётное погоняло – «БАБУИН»!!!...

Вообще то приземлений на деревья, на дома, на автомашины, на охраняемую территорию воинской части и т.п., в том числе и эксклюзивных по своему исполнению у нас было просто НЕМЕРЯННО! Но описывать их все в этом рассказе я не буду. Хотя один из свидетелей многих из них (этих самих приземлений), широко известный и уважаемый в нашем «небесном круге» человек – Миша Власов и пообещал мне помощь в их описании…. Может, сотворим попозже совместное произведение!...

Расскажу-ка я Вам что-нибудь УЖАСНОЕ!!!...

В самом начале 1993 года, кажется, было это в феврале, снег лежал широким и, главное что ГЛУБОКИМ покрывалом!...

На «высоту», естественно (тогда!) мы не ходили и тренировали «точность приземления». Погодка стояла приемлемая, лёгкая облачность, почти незаметный снежок, 2-3 градуса морозца и ветерок около 5 м/сек. – «прыгай – не хочу»!...

Я уже сделал пару прыжков и выполнял третий. Скручиваюсь на своём По-9 серии 3, дабы нормально «разбежаться по высоте» для работы на «ноль», когда происходит усиление ветра до 10-12, с порывами до 15 м/сек. «Старт» у нас был разбит неподалёку от СКП и заход на «базу» мы как раз и строили от его здания.

Я сразу же почувствовал изменение «метеообстановки» и постарался подкорректировать свою глиссаду. В результате чего оказался перед зданием СКП, т.е. как раз в зоне возможных турбулентных завихрений от ветра. Купол стал «играть» как бешенный, а я только старался удержать его в «створе» глиссады….

Как вдруг!...

Земля, крутанувшись бешеным «волчком», встала перед моим лицом и ринулась мне навстречу………………………………

Время замедлило свой бег, всё вокруг стало каким-то вязким и тягучим.

В этот момент я вдруг услышал дикий ВОПЛЬ Пал Саныча, стоявшего на «старте» – «…НОГИ ВМЕСТЕ!!!!!!!!...» и успел только подумать – «…Сам знаю!!!...».

УДАР!!!!!!!!!!!!!!........................................................................................

ТИШИНА!!!................................................................................................

Я открываю глаза и вижу над собой летящие облака на фоне слегка голубого неба, на лицо падают то ли редкие снежинки, то ли снежная пыль, поднятая ветром…………………………

ЖИВОЙ!!!...................................................................................................

Я лежу на спине, в голове ни одной мысли…. Но это не на долго.

«…Гробанулся!!! Интересно, с какой высоты я упал?!? Сколько я здесь уже лежу!?!...»

Мысленно напрягаюсь и…….. боли НЕ ЧУВСТВУЮ!!!

Напрягаюсь сильнее – НИЧЕГО!!!

Поднимаю голову и вдруг вижу картину, которая меня больше привела в чувство, нежели насмешила!

На «старте» все застыли в самых нелепых позах: кто-то, укладывая купол, стоит, нагнувшись, и смотрит в мою сторону, а ветер топорщит полотнища, Пал Саныч в полуприсяде (поза – «КУ!!!») держит перед собой «матюгальник»…. Ну, блин, музей восковых фигур мадам Тюссо!...

Я приподнимаюсь и медленно встаю в полный рост. Машу рукой и… «картинка» на «старте» оживает! Саныч машет рукой в ответ и отворачивается, остальные тоже оживают и начинают двигаться….

Тут я замечаю перед своим лицом какой-то непонятный предмет и, поймав его рукой, фокусирую на нём свой взгляд….

БА!!!....

Да это мои очки, точнее то, что от них осталось!!!

У меня тогда были самодельные очки из плексигласа, которые я лично выдавливал под форму своих глазниц. Неплохая вещь! …Была!...

Когда я раскрылся, то они стали запотевать, и я их сдвинул себе на лоб, что бы нормально видеть…. Теперь же в моих руках болтаются две половинки моих очков, раздавленные посредине линз!....

Не понял!!!...

Я делаю пару неуверенных шагов – надо же! Нигде ничего не болит! И оглядываюсь……..

Купол парашюта лежит рядом скомканной грудой, а прямо за мной в снегу… ну я ЭТО назвал бы воронкой от взрыва снаряда!....

Метровой глубины снежное покрытие размётано в диаметре 1,5 – 2 метра и видна обнажившаяся пожухлая трава с землёй!....

Ничего себе я УПАЛ!!!

Присматриваюсь к «воронке» и отчётливо различаю следы….

«…Тут отпечатались ступни моих ног – вон ровненько так, друг к дружке прижаты…. А тут что такое? Ага!!! Это отпечаток того, на что я шлем с фуражкой одеваю – голова, т.е.! (…Скажите, а зачем Вам голова? Э-э-э-э… Я ею ем!!!...) А вот и отпечатки локтей можно рассмотреть! Мда-а-а!!!…»

Тут я начинаю ощущать пронизывающий холод ветра…, хотя может дрожь накатила из-за того, что я осознал, что только что чуть не убился. Я подхватываю на руки купол и иду к «старту».

Пал Саныч встречает меня хмурым взглядом, и я пытаюсь ему объяснить, что, честно говоря, просто не понял, что же произошло! Он молча выслушивает меня, потом выдаёт коронную фразу – «…Был бы человек нормальный – убился бы!!!... Ладно! Ничего не болит?...». И, получив мой отрицательный ответ, командует – «Иди, укладывайся!».

В тот день, правда, я больше не прыгал. Поскольку, почти на следующей выброске у Светки Колесниковой случился отказ и она «распечатала» первую в своей парашютной карьере «отцепку». Прыжки «зарубили»!

В последствии, на разборе происшествия оказалось, что у меня, из-за резкого бокового порыва ветра, сложился купол, и я грохнулся где-то с высоты 7-8 метров. Плотная и правильная группировка тела в падении, грамотно выполненный перекат и, по моему большая часть везения вместе с глубоким снегом не привели к травмам, хотя я и «заработал» нехилый ушиб обеих ступней.

В последствии у меня ещё один раз произошло сложение купола на приземлении, но к нему я был готов заранее, т.е. ещё снижаясь к «точке приземления» я уверенно предполагал, что купол «хлюпнет»!...

Это также происходило в Лисьем Носу менее полугода спустя моего первого «падения». На выброске пилот нашего «Антона» что-то там напутал и выкинул довольно далеко. Раскрывшись, я сразу же понял, что не «дойду» и стал выбирать более-менее приемлемую площадку для приземления. Выброска производилась в направлении «Розлива», это где стоит бетонный «шалаш» дедушки Ленина, фактически над ним и выкинули…. И ближайшая прямая дорога к аэродрому проходила над лесным массивом и скоростной трассой.

Как я не отвешивался на «передних», понял, что не смогу добраться даже до дороги и стал выбирать среди почти сплошного «моря» леса приемлемую полянку. Углядев ярко зелённый островок диаметром около 5-7 метров, окружённый высокими берёзами, я стал строить глиссаду на «точность» туда.

Ветерок был плотненький, около 7 м/сек. И я понял, что просто приземлиться на такой «пятачок» не получиться – грохнусь обязательно!

Здесь хотелось бы пояснить, что согласно аэродинамике, над такими полянами (да и вообще за любым препятствием средней и более высоты!) всегда (при ветре конечно!) существуют т.н. возмущённые потоки воздуха – турбулёнтность по научному! «Приземный» поток ветра как бы ныряет с высоты препятствия (в нашем случае – деревья) вниз к свободному пространству поляны и снова взмывает вверх перед следующей стеной деревьев (препятствием!). Купол парашюта как бы проваливается вниз, теряя опору. Т.н. «круглым» куполам данная ситуация не очень опасна, хотя зависит от силы завихрения. Ну и также для современных «скоростных» куполов это, можно сказать, что не существенно – они просто не успевают среагировать на зону турбулентности – проходя её как «нож сквозь масло»! Но! И «вписаться» на «скоростном» в такой «пятачок» ОЧЕНЬ тяжело с небольшим опытом! Можно «поцеловать» стволы деревьев, или что там за препятствие у Вас может оказаться на пути!...

Так и я, дав скорость (ха-ха!) своему По-9 серии 3, «пробил» выходящий из полянки уплотнённый слой и, попав над её серединой в разреженный слой воздуха, – сразу же «задавил» свой купол, дабы не влепиться в стоящие передо мной стволы берёзок.

Купол с шумом выпустил воздух из своих «сопел», издал характерный – «…ХЛЮП!!!...» и… рухнул вниз!............................

Заранее сгруппировавшись, я молил Бога только о том, что бы ни грохнуться на пенёк или корневище. Внизу (мне как всегда снова повезло!) оказалось «лёгкое» болотце, то-то травка такая сочная и зелённая сверху виднелась!...

Зато без всяких повреждений и ушибов, только мокрый и перемазанный в какой-то буро-зелённой гадости до такой степени, что от меня шарахнулась в сторону, чуть не вылетев в кювет, машина, проезжавшая по дороге, я и добрёл до «старта», где сказал всё, что я думаю о том пилоте и его умении определять «точку выброски»!....

Кому понравилось, пишите мне на «мыло»: MENtSPb@yandex.ru

Всегда Ваш – Подлесный Игорь (МЕНт).

Страниц: << < 1 2 3 4
Опубликовано: 04.06.2012 | Просмотров: 7915 | [ + ]   [ - ]   | Печать
© 2024 Поддержка сайта - Бирзул Александр