Статистика
Locations of visitors to this page







Дизайн и разработка
«Я за расквашенные носы! За ссадины на коленках! За мозоли на руках!... Стройте, летайте! Не бойтесь ошибок и трудностей!» (О.К. Антонов)

Особые случаи

Оглавление:

  1. Вводная
  2. В небе
  3. Под куполом
  4. Приземления

Часть 3. «Под куполом»

Думаю, что ни для кого не раскрою БОЛЬШОЙ секрет в том, что именно раскрытие является одним из самых важных этапов в выполнении прыжков с парашютом. Причём независимо от классификации спортсмена или "направления", которым он занимается. Поскольку всё предшествующее ЭТОМУ или же последующее – есть прелюдия. Хотя, можете и поспорить со мной!

Проходя по "эволюционной лестнице" парашютист изучает и использует нашу технику, начиная с самой простой и безотказной, "ласково" именуемой "Дубами", и "заканчивая" (типун мне на язык!) всякими "Экстримами" и прочей ботвой, позволяющей вытворять в воздухе немыслимые и феерические пируэты, однако требующими к себе повышенного внимания и "ласки" при обращении. Хочу при этом отметить, что современная техника, выпускаемая как Российскими производителями, так и (естественно!!!) зарубежными (м.м.м… может местами поменять?!) становится всё более надёжней и безопасней при УМЕЛОМ с ней обращении. Большинство "нештатных" или просто "отказов" происходят по прямой вине спортсмена, а не по вине техники. Хотя, слушая рассказы "бывалых старичков" я до сих пор ощущаю себя "зелённым перворазником" впервые шагнувшим в небо, поскольку им довелось застать ещё такие типы куполов, которые могли отказать просто потому, что им так "захотелось"…. Кроме того, всё более развившееся направление обучения новичков, именуемое АФФ, ныне позволяет им (новичкам!) благополучно избежать те "тернии…" через которые проходили мы, так сказать метафорически – "к звёздам". Но свой (непредвзятый!!!) взгляд на различия и что-то общее в двух видах "приобщения к клану скайдайверс" ("классика" и АФФ) я изложу в следующем рассказе!

Ну, да ладно, закончу-ка я менторский тон и "покопаюсь" в собственной памяти, – что ж такого Вам ещё интересного и "поучительного" рассказать-то!?!

Помните? Во всех наставлениях, инструкциях, приказах, устных наставлениях и инструктажах указывается – "…принять ПРАВИЛЬНОЕ положение тела для раскрытия…" или такая "туманная" фраза: "…обеспечить раскрытие…". Что это значит? А значит ЭТО, на первый взгляд довольно простую процедуру – придать своему телу наиболее благоприятное для раскрытия парашюта положение! С "небольшой" оговоркой – в свободном падении!!! Именно эта "оговорка" в реальности и является для некоторых "начинающих" "камнем преткновения" для получения "добро" от инструктора в переходе от одного типа (более простого) парашютной техники к другому (более сложному). Тут-то "мытарства" нашего "подрастающего поколения" проявляются во всей красе.

Начало этому даёт переход в отделении с "под хвост" на "на мотор"! Т.е. первоначальное обучение отделению от ЛА. Шибко сильно распространятся здесь не буду, благо описывал это уже в "Эволюционной лестнице парашютиста часть 2". Научившись (хм.м.м…) относительно устойчиво и "ровно" отделяться от ЛА, начинающий парашютист получает возможность испытать "расчековку с имитацией", в ходе которой подтверждает своё умение отделяться, а также начинает изучать "трудоёмкий процесс" поиска и выдёргивания кольца "ручного раскрытия". Около 80% спортсменов, после пары-тройки "расчековок" сразу же переходят на "ручник" и …начинают "радовать" инструкторов "штопорами". Оставшаяся же часть из 20% частично задерживается на "расчековке", доводя иногда количество прыжков на ней до рекордного количества, а иногда и возвращаются обратно – "на верёвку"…. Ну, да не будем о грустном…

Итак….

Один из неписаных законов начинающего скайдайвера гласит: "Штопор – Твой враг!!!… Есть "штопор" – нет "крыла"!" и наоборот…

Прошу не путать с другим неписаным законом: "Нет штопора, – нет вина!" Это из другой "оперы"!!!…

Продолжим! А поскольку незначительный "штопор" для "круглых" куполов не есть трагедия, то и борется "молодой человек" или "молодой девушк" с данным, но СОБСТВЕННЫМ недоразумением пока не победит его! Фактически у всех "начинающих спортсменов", чей "послужной список" колеблется между 10-40 прыжками (прошу не привязывать мои слова к «студентам АФФ»!), разговор с подобными себе сводится к обсуждению основного вопроса: "Штопор – методы и способы борьбы с ним". Хоть и частенько называют (обзывают, – так правильнее будет!) меня "трепачом", но больше всего люблю я, после самих-то прыжков (!), посидеть в хорошей компании и ПОСЛУШАТЬ, о чём люди говорят…. Хотя мастерство "электорального ораторства" мне тоже "немного" знакомо!

Но, господа! Вы бы себя послушали со стороны!… И ещё бы представили, как ЭТО «на ухо» человеку – далёкому от парашютного спорта!

«…Ты ноги не правильно держишь! И руки слишком узко! Расслабься! Прогиб в спине! Таз вперёд!!!…»

Ну – «КАМАСУТРА» настоящая!!!

Как я уже сказал, «круглые» сильно прощают закрутки строп, сам видал на ¾ закрученную «Утеху»! Ничего – раскрутился!!! Метров так за 100 до приземления!

Вот уж, что не скажешь о «любви» к данному отказу на «крыльях», тем более, современных скоростников! «Классические» и «переходные» купола более-менее «спокойно» относятся к закрутке и 2-3 оборота для них не есть повод для…, хм, «индивидуального» полёта!... Современному же «скоростнику» и один оборот – тенденция к «…отказ – контроль высоты – подушка – кольцо ЗП!!!...». Был у меня один По-9 серии 3, вязаный – перевязанный «спортсменами – точнистами» до такого безобразия, что 2 оборота на раскрытии – нормальное раскрытие! Уж и помучился я на нём, пытаясь овладеть этим «мустангом». А в 1993 году у меня появился мой первый «Радар», по тем временам суперсовременная техника для России, если не считать повыбитых и значительно поюзанных иностранных куполов, начавших появляться у наших соотечественников. Куполок мне достался фактически новый, от кого-то из ребят из сборной России по «RW». Первые же прыжки показали мне его особенности и значительные отличия от той техники, на которой я уже привык прыгать – от «классических» куполов. Это сейчас его иногда называют «переходным», а тогда он числился в разряде «скоростных»! Ну, ещё бы – 14 метров в секунду по горизонту – это была скорость!!! А вообще-то системка мне сразу же понравилась, особливо после всяких «Пошек» и «Талок». Ранец нежно и плотно облегал тело, нигде ничего не топорщилось и не мешалось, в том числе и прибор – ну не было его у меня тогда!...

Вот на этом куполе я и изучил, как опасна может быть закрутка. Сразу же оговорюсь, что виноват в закрутке был сам – небрежная укладка, плюс не совсем стабильное падение на раскрытии (а если честно – то просто корявое!!!). Где-то на 1 000 метров я выкинул «медузку» и спустя секунду моё тело приняло вертикальное положение под куполом. Взглянув вверх, я увидел, что купол почти полностью наполнен, слайдер сполз на 1/3 строп, а над головой у меня 1,5-2 оборота – всего ничего!... для «классики»!!! Вообще купол идёт прямолинейно и стабильно, а я сам слегка прокручиваюсь в подвесной…. Ну, нет что бы так и раскрутиться или за свободные концы себе помочь, так нет же. Хватаю клеванту противоположную направлению вращения и тяну её на себя….

«СТОЯТЬ!!! КУДА?!?!!!...»

Купол тут же ставит меня мордой вниз, к земле и моя раскрутка не то что остановилась, а только усугубилась ещё и «мотанием по горизонту»!!! Неприятное ощущение, скажу я Вам! Пытаюсь отпустить клеванту, а она провисает – зажатая в месте закрутки. Кидаю взгляд на высотомер – 800 метров высоты – боремся дальше! Затягиваю на ту же длину вторую клеванту – никакой реакции, бросаю их обе и схватившись двумя руками за основные стропы (руки у меня длинные!) делаю мощное вращательное движение всем телом (а в основном тазом – хула-хуп «по научному!»), закручивая его в сторону раскрутки…. Уфф.ф.ф!!! Купол выравнивается сам, клеванты подскакивают к колечкам свободных концов. Слава Богу!

Взгляд на землю – «…Боже!...» и сразу же на высотомер – 250-300 метров!!! Не может быть!

Я, как мне показалось, потратил на «борьбу» не больше 2-3 секунд! Ну не мог я за это время потерять 500 метров. Но в этом меня переубедил, и, надо сказать очень «доступными» методами, руководитель прыжков, наблюдавший за моими «эволюциями» с земли в ТЗК. Взбучку я получил тогда знатную, но и опыт действий с таковым куполом приобрёл полезный, Слава Богу, закончившийся благополучно!

Так что, господа небоныры, изучайте подробно и свою технику, на которой прыгаете и действия в «особых случаях» на ней! Это поможет Вам сохранить как минимум здоровье, а как максимум и жизнь! Хотя бывает, что происходят и казусы, в которых Вашей вины как бы и нет….

Было это в 1992 году, когда я ещё прыгал на «клубовском» По-9 серии 3. Отпрыгав полный день, я уложил парашют, сделал полагающуюся запись в паспорте и запихнув его вместе с запаской в сумку, отнёс на склад. В следующий раз я приехал на «ДропЗону» через день. Сумка лежала там же, где я оставил её на полке, вытащив парашют, проверил его и, как мне показалось, всё осталось таким же, как когда я его оставил…. Как же я ошибался!

Объявили взлёт и я со своим другом, «Ёжиком», а «в миру» Ежовым Володей, пошли поиграть в «догонялки». Всё как всегда, отработали, дёргаю кольцо…

Здесь нужно сделать небольшое отступление, т.к. особенностью моей укладки является то, что купол парашюта наполняется довольно быстро. Большинство ребят, прыгавших на моей укладке, говорили мне, что раскрытие было «жёстким», а девчата просто предпочитали обращаться за помощью к другим спортсменам после опробования моей. Ну, а мне нравиться, когда ты не фитилишь, а сразу же и повисаешь там, где выбросил «медузку»…, ну может быть чуток пониже!...

Так и в этот раз. Дёргаю за «стоп кран», тьфу ты!, за кольцо! Краем глаза вижу, как от спины взметнулась вверх «медузка», прячу личико – отворачиваю голову от свободных концов и…. падаю дальше!!!.... Не понял?!?!...

Тело, этак лениво начинает принимать вертикальное положение и… свистит дальше! Поднимаю голову вверх и наблюдаю ровные линии строп, уходящие в «чемодан» камеры, которую поддерживает болтающаяся выше «медузка». Ни чего себе ПЕЛЬМЕНЬ!!! С долю секунды наблюдаю данную «картину» и вижу, что стропы полностью вышли из сот и входят в середину мешанины тряпок, откуда выглядывают два кольца слайдера. В голове проноситься: «Ну, Игорь Петрович, поздравляю Вас с первым полным отказом!».

Ну, уж дудки!!!

Хватаю обеими руками свободные концы и, с не совсем приличным словом, делаю резкий рывок в разные стороны.

«…Х-ха-а-а!!!...»

Купол, как пробка из бутылки, выскакивает из камеры и тут же наполняется, слайдер, тихо шурша сползает мне на голову…. Фф.ф.фу.у.у!!! Взгляд на высотомер – 500 метров! Нормально! Вот только до «круга» ещё долететь надо – выбрасывали далековато и в одном заходе с «начинающими», с «подскоком». Ну, да ветерок попался попутный и на 50-метровую «базу» я зашёл «с прямой». Пал Саныч попытался мне сразу же «вставить» за низкое раскрытие, но, получив неожиданный и довольно агрессивный отпор, удивился, и мы с ним устроили «расследование» причины происшедшего.

Как оказалось в ходе данного, почти детективного расследования, в день моего отсутствия моим парашютом решил «позабавляться» «Цыба», он же Цыбезов Вадик. Который к тому моменту собирался только получить «крыло» и тренировался в укладке оного. Ничего умного не придумав, он взял со склада первый же невостребованный в этот день парашют, которым оказался мой и почти весь день «отшлифовывал» так сказать на нём своё мастерство. И ведь гад такой, даже запись в паспорт парашюта не внёс о роспуске и «тренировочной укладке». Заранее зная об этом, и зная, КАК Вадик умеет укладывать, я бы переуложил себе «агрегат»!

Знаете, ощущения, которые я испытал, были не очень приятные! Чего не скажешь о «Ёжике». Которому, с его же слов, было «прикольно» наблюдать за «гимнастом» под «чемоданом» камеры, медленно исчезающему на фоне леса….

В прочем, актуальность вышеописанного мной несколько потерялось в нынешнее время, когда многие спортсмены спокойно отдают свой купол «укладчику» и лично не принимают участия в столь «увлекательном» занятии, называемом – укладка! Но!... Для меня это довольно дико! Хоть я и доверяю ребятам, которые подрабатывают на «дропзонах», но «своя рубаха ближе к телу»!!! На чужой укладке, можно сказать, что вообще не прыгаю! «Запаска» не в счёт!!!

Хочу ещё Вам рассказать про такой вид «особых случаев», как попадание ног в стропы. Не очень весёлое происшествие, хотя и здесь без приколов не обходиться….

В конце весны нынешнего года (2003) приехал я на ДЗ «Касимово», что под Питером находиться. Благо эта ДЗ находиться самое близко от моего дома и удобно добираться. Высоты, к сожалению, не было, и я проводил время за умиротворительным трёпом с друзьями и подругами «по несчастью». Так вот, отойдя в курилку, слушал очередной рассказ моего друга, Женьки Утина, профессионала с большой буквы. Кстати, этот его рассказ скоро будет облечён в письменную форму и выставлен на Ваше обозрение. Во всяком случае, сам я хохотал от души!...

Ну, так вот. Сидим, Женька мешает мне курить тем, что время от времени я от смеха закашливаюсь дымом сигареты, и мы оба посматриваем как из «Антона» вываливаются и приземляются «перворазники». Сами знаете, какое это увлекательное дело! Вдруг я замечаю, что один из куполов Д-6 имеет не совсем правильную форму. Полусфера как бы правильная, но одна из кромок явно ниже другой и значительно. Я прерываю Женькино повествование и, тыкая пальцем в небо, выдаю предположение о «перехлёсте». Мы с пару секунд смотрим вместе, и Женька опровергает моё предположение тем, что с уверенностью констатирует: «Да ни фига! Просто парень стропы втянул, «скольжением» от дороги уходит!». И действительно, привстав, я замечаю, что в «нейтрале» парашютист приземлился бы прямо на подъездную грунтовую дорогу.

Ну, ничего себе «перворазники» пошли! С первого прыжка уже используют «скольжение»!.... Видать десантник какой-то бывший – говорю я и тут мы замечаем, что около ТЗК (труба зрительного контроля) что-то засуетились наши инструктора. А РП – Сергей Палыч, посылает молодого спортсмена бежать к месту приземления того бедолаги.

Что-то не то!!!

Подходим к Палычу, и на наш вопрос он сообщает, что в ТЗК ясно видно, что произошёл захват ногой стропы. Причём довольно удачно, так, что стропа от «свободного конца» проходит у «тела» между ног и возвращается к кромке купола, из-за чего тот и имеет такую неправильную форму. Тут мы с Женькой похохотали слегка, вспомнив наши предположения о «шибко умных» «перворазниках» и продолжаем наблюдать за дальнейшим….

Тут я как раз вспоминаю собственный случай, когда в начале своей прыжковой молодости получил аналогичное «происшествие». Правда было у меня уже более 20-ти прыжков. Тогда, после раскрытия купола я заметил, что поднявшийся ветерок «гонит» купол моего «Дуба» в сторону города (я уже говорил, что аэродром в Грозном располагался прямо в городской черте и до ближайших построек было от силы 300 метров!). Я, трезво оценив ситуацию, разворачиваю купол на «малый снос» и схватив две передние стропы (13-14), втягиваю их где-то на 2/3 длины. Купол начинает «хлюпать» и значительно увеличивает «вертикаль». Прокатившись таким образом до высоты, с которой, как мне показалось, что в город я уже не улечу, я отпускаю стропы….

Я уже точно не помню, почему я решил тогда просто бросить стропы, – то ли обожгло руки, то ли просто выпустил…. Но одна из строп спокойно вернулась в исходное положение, а вот вторая, захватив образовавшейся слабиной мою ногу, прошла у меня между ног…

Вначале «мягкий» удар, а затем не очень приятное давление на моё мужское достоинство, можно сказать «оголённое» натянутыми ножными обхватами, привело меня в известное многим состояние….

«ОО.о.о…о!!!!...».

Тут же хватаю эту стропу, снова втягиваю её так, что она провисает, свободно вынимаю ногу и отпускаю стропу уже так АККУРАТНЕНЬКО!... Почти до самого приземления пришлось лететь, массажируя «ушибленное место», снимая боль….

Но вернёмся к нашему «перворазнику»!

Видим, как тело, слегка раскачиваясь, приближается к земле и благополучно скрывается из глаз в высокой и мягкой траве. Ну-ну! Решаем дождаться того «бойца», что бы «посочувствовать» ему по поводу отдавленной стропой промежности. Начинаем строить версии по типу: «…теперь у парня голосок видать измениться, фальцетом будет петь – новый Пресняков Володя «в отрочестве»…» или «…а вот была бы у него «раковина» (защитные доспехи для бойцов по рукопашному спорту), то и ни чего бы ему, ни было…». И вот за такой «милой» беседой мы вдруг замечаем возвращающегося с поля того самого спортсмена, что побежал «спасать терпящего бедствие». Рядом с ним идёт… миловидное создание женского пола. Волосы растрепались, на щеках играет розовый румянец, глазки масляно блестят….

Мы с Женькой, переглянувшись, просто валимся от хохота, поняв друг друга и без слов!!!

Окружающие начинают оглядываться на нас, не понимая такого веселья. А мы не можем остановиться и ржём как кони несколько минут.

Палыч, хмуро и немного не понимающе оглянувшись на нас, начинает расспрашивать девчушку, что же произошло. Оказывается, что девушка сделала то, что делать нельзя, но довольно значительное количество «перворазников» всё же делает. Просто ещё до шага за обрез двери самолёта она дёрнула кольцо и уже после этого ушла… или её ушли…. Хотя, скорее всего второе, поскольку ноги её ещё оставались на борту, когда тело исчезло в проёме. И вот при таком кульбите, с учётом уже раскрывающегося купола одна из ног и влетела в стропы. Почему наша «принцесса на… хм, стропе» не додумалась освободить ногу потом, точно не известно, хотя мы с Женькой-то догадались и сами!

Когда я отдышался от смеха, а Палыч закончил «пытать» героиню нашего повествования, то я задал ей единственный вопрос: «Понравилось?».

На что девчушка, снова залившись краской так, что «загорелись» уши, ответила: «Очень!!!». Чем незамедлительно вновь ввергла меня и Женьку в продолжительный хохот!...

Да уж!!! Чего только я не повидал, но чтобы ДВА удовольствия ЗА РАЗ!!!....

И прыгнуть, и помастурбировать на стропе…

Следующий случай произошёл со мной лично,… э-э-э,… Вы только не подумайте чего-нибудь не то!!! Здесь-то речь о другом… немного!

В 1994 году мы, в очередной раз готовились к «показухе» на День авиации и мне снова поручили прыгать «Каплю» (читайте рассказ под одноимённым названием!), но, в этот раз «соплёй» мне приставили паренька – Сивальнева Тимура (того, что большой босс «пионерской команды»). Короче, никакой романтики в этот раз! Ну, да ладно!

Пошли мы на первый «совместный» прыжок. На земле отработали все его элементы, благо я уже был хорошо знаком с данным упражнением и предупредил Тимура, чтобы тот держался на раскрытии купола «намертво». Мой «наездник» выполнил мои пожелания в полной мере! Ну, ещё бы! Для него-то это было «в новинку»!!!

На отделении я слегка «похулиганил» – треснув Тимкиной головой об верхний обрез двери и дико заорав про «Кураж!», кинулся за борт. Уж лучше бы я этого не делал!!! Тимка, от страха, с такой силой прижался ко мне, что шлема на наших головах стали издавать жуткий треск. Из-за моей «беременности» Тимкой, нас кувыркнуло вперёд и я сразу же почувствовал, как по нашим ногам пошли стропы моего верного Т-4. Я попытался отбрыкнуться от них, но правая нога всё же зацепилась в районе полуколец свободного конца, и, как оказалось, что удачно – тоже правого. Тимуру же я, ещё в самолёте, подал свою левую ногу, которую тот незамедлительно обвил своими ногами как лианами.

Так вот, падаю я, глядя в перекошенное, с закрытыми глазами лицо Тимура, и чувствую, как по ногам скользят противные «змеи» строп. В голове у меня проносятся страшные мысли, что, либо сейчас мы вместе повиснем вниз головой, либо Тимка подвиснет вниз ногами на стропах и тогда придётся его «резать» (в смысле стропу, – на которой он повиснет), либо, и что ещё страшнее для меня лично, так это то, что мне не избежать разрыва паховых мышц. Правую ногу то уже чувствую – захватило, а к левой Тимур как пиявка «присосался»! И вот в таких «весёлых раздумьях» мне приходит в голову (куда-куда?!?) спасительная мысль, которую я тут же воплощаю в жизнь! Я стараюсь, как возможно максимально расслабить тазобедренные и паховые мышцы.

Не без хвастовства скажу, что в то время я был в хорошей физической форме, ежедневно делал физзарядку, занимался восточными единоборствами и с растяжкой особых проблем не испытывал….

Так вот, на третьей пульсации купола (самой сильной!) мы с Тимкой и повисли на 1500 метров над бренной землёй. Слава Богу, ОБА ВВЕРХ ГОЛОВОЙ (только не той, о которой Вы подумали!)!!! Картинка, представшая перед моими глазами, скажу я Вам, была ещё та!!! Испуганное лицо «предводителя пионеров», судорожно, но крепко цепляющегося за меня, а справа от его головы и «чуток» повыше, моя нога в кроссовке. Причём пяткой к его уху!... И я – в исполнении вертикального шпагата…

Спрашиваю Тимура: «Держишься?». Тот только кивает мне в ответ и в тот же момент, увидев наш «общий» купол, кричит мне: «Игорь, у нас что-то с куполом случилось!!!». На что я ему, этак спокойненько: «Да ничего у нас с куполом не случилось! Это у меня с ногой проблема!». И на удивлённый взгляд Тимура, просто киваю в сторону своего кроссовка.

Боже ж Ты мой!!! Братцы! Какой испуг был у него в глазах, когда он увидел мою «культю»! Он непроизвольно отшатнулся от неё, чуть не сорвавшись с меня, но я его удержал. «…Что? Что ЭТО?!?...» - почти кричит он.

«Да ничего! Нога моя!» – это я ему – «Ты давай держись сам-то, а то мне, видишь, нужно её вытащить! Удержишься?».

И после его утвердительного кивка я отпускаю из своих рук его подвесную систему. Правой рукой, слегка подтягиваю свободный конец, а левой выуживаю как рыбак из сочка, свою застрявшую ступню из строп и отпускаю…. Видали бы Вы, с каким выражением наблюдал за всей этой процедурой Тимка.

Но время идёт и я, взглянув на высотомер, киваю ему: «Всё! Сваливай!!!»…. Что он и сделал! Тело его, мягко заваливаясь на спину, полетело вниз. Тимка, как ветряная мельница, замахал руками, пытаясь уцепиться за поток…, потом всё же перевернулся и от его спины пошли вверх медузки, вытягивая за собой купол…

Когда же я пришёл на «старт», то там меня уже дожидался Пал Саныч с нашим врачом (пионер, гад такой, сделал своё дело, – заложил!), которые с недоверием смотрели на моё приближение. А когда я подошёл к ним, то устроили мне чистый допрос – почему я не хромаю и что у меня с ногой…. (С какой такой ногой?! Всё у меня в порядке! Вы чё?!?)…

Страниц: << < 1 2 3 4 > >>
Опубликовано: 04.06.2012 | Просмотров: 7916 | [ + ]   [ - ]   | Печать
© 2024 Поддержка сайта - Бирзул Александр