05.01.2012
» ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » Парашютная жизнь » ХОРОШЕМУ ПАРАШЮТИСТУ НИЧЕГО НЕ МЕШАЕТ
межсезонье парашютисты проводят по разному. кто погружается в наземную подготовку. кто лелеет депресуху глядя на облака. а есть и такие, кто ищут альтернативу дропзонам и аэротрубам. и ведь находят!

Представляем Вашему вниманию статью опубликованую, на сайте extremal.mirtesen.ru посвященную такому направлению спорта, как Граун-Ланч

Граунд ланч - спорт сравнительно молодой. Хотя многие и называют старт со склона «изобретением велосипеда», но мы-то точно знаем, что это не изобретение, а эволюция двух видов спорта - парапланерного и парашютного. Суть спорта - скользить на крыле вдоль склона.

        Парапланеризм обязан своим появлением запускам с земли на обычных парашютах. Причём эти старты имели место как на диком и безбрежном Западе, так и в защищённом со всех сторон «железным занавесом» СССР. Это потом появились «домашние» разработки первых парапланов, весьма условно безопасных. А вначале своего пути парапланер-пилот выглядел как отставший от самолёта парашютист: на обрыве в сильный ветер раскрывался управляемый парашют-крыло и затем, с громкими воплями дёргая за стропы управления и уворачиваясь от деревьев и скал по пути, он стремительно слетал вниз. И если на Западе процесс совершенствования купола парашюта стимулировался капиталистическим строем и рыночной конкуренцией (что привело к бурному развитию двух разнополярных способов самовыражения - бейс-джампинга и парапланеризма), то в СССР долгое время развитие парашютизма и сверхлёгкой авиации оставалось под запретом, контролем и ограничением. А ограничивалось всё любителями-одиночками или серьёзными экспериментами в воздушно-десантных войсках. Парашюты были нужны для войны, всё остальное было не так уж важно.

Ходят слухи, что первые запуски парашютов именно с земли были придуманы десантниками для скрытого и внезапного спуска со склонов гор или же как альтернатива быстрого перебазирования в долину. С другой стороны, спортсмены-любители тоже пробовали такие запуски, когда не было возможности прыгать с самолёта. Остужая уставшие после быстрого спуска конечности, любители-одиночки начинали шевелить мозгами, придумывая, как увеличить время, проведённое в воздухе. Сделав площадь парашюта больше, столкнулись с проблемой укладки его в ранец и плюнули на это, решив: раз нельзя стартовать с самолёта, будем прыгать только с земли, с уже разложенным крылом. Увеличенная площадь крыла позволяла парить в восходящих термических потоках воздуха и даже набирать высоту! Что само по себе нонсенс для парашюта: он ведь для спуска, а не подъёма. Поменялся вектор направления, сделав доступнее попытку старта для желающих с этим помучиться. Да, именно попытку старта. Сам старт получался не всегда. Даже с увеличенной площадью парашют для планирования требовал сильного ветра (10-12 метров в секунду минимум), а порывы такого ветра скручивали купол, тащили пилота по земле и доставляли ещё массу всякого удовольствия, чем только укрепляли понимание того, что полёты - они для избранных и очень, очень терпеливых. Такие купола стали прототипами современных, безопасных и лёгких в управлении парапланов. Надо сказать, что практически все парапланеристы со стажем 10 и более лет начинали летать именно на таких куполах для граунд лонча. Те, кто выжил, в прямом и переносном смысле, смогли освоить парапланы быстрее других. Причина в том, что парашюты для парения, как, к примеру, легендарный СПП-30, требуют большого усердия при старте, и скорость их полёта выше всех современных типов парапланерного крыла. То есть здесь нужны были навыки и опыт парашютиста-спортсмена, а также умение стартовать с земли.

Кратко о крыле переходного типа: это уже не парашют - в ранец не засунешь, но ещё и не параплан. У нас таким крылом стал отечественный СПП-30, то есть «спортивный планирующий парашют». Перед тем, как появились первые настоящие парапланы, на СПП-30 учились летать все, кому повезло его достать. Особенности СПП-30: несложное снаряжение, лёгкая подвесная система, приличная скорость и простое управление, возможность парить при ветре 9-12 м/с. Уже в 1992-93 годах со склонов Ай-Петри прыгали наши любители-одиночки, причём это далеко не всегда заканчивалось въезжанием в склон на скорости 100 км/ч, а самое главное: полёт был, и длился он минут пять-десять! А для обычного земного человека это целое сокровище, и ведь без всяких там самолётов, вот в чём чудо было манящее! Но всё это был не граунд лонч, а только его начало. Отделившись от парашютизма (скайдайвинга), появился бейс-джампинг во всей его экстремальности, развивался парапланеризм с совершенствованием крыльев мягкого типа. И при этом всё ещё оставались чудаки, которые летали на обычных парашютах, раскрывая их на земле и стартуя с обрывов. Конкуренция в бизнесе и спорте приводит к потрясающим результатам: как у нас, так и на Западе стали выпускать безопасные аппараты для широкого спектра применения. Каких-нибудь 30 лет назад появились прототипы парапланов - и вот сейчас на рынке представлено огромное количество производителей, моделей и типов этого крыла.

Но почему же граунд лонч всё ещё остаётся востребованным? Многие из парапланеристов не понимают граундлончеров: мол, любители побегать по горам, у них полёт на 10-30 секунд и прочее. Здесь нужно смотреть в корень. Погода под нас не подстраивается, мы выбираем лишь то, что нам даёт ветер, на котором можно парить, летать, снижаться. Парапланы хороши при ветре до 8-10 мс, при более сильном движении воздуха они уступают место дельтапланам или же скоростным парашютам-крыльям, которые спокойно могут летать и даже держаться в воздухе продолжительное время благодаря сильному ветру и малой площади самого крыла (до 5 квадратных метров). Таким образом, граунд лонч прочно занимает свою нишу как способ полётов в сильный ветер для парапланеристов, не желающих сидеть на земле и ждать своей погоды. Кроме того, адреналина от таких экстрим-полётов гораздо больше. Во-первых, сам по себе сильный ветер - штука очень необыкновенная, он как дикий мустанг, которого ты пытаешься оседлать при помощи купола и строп управления. Он вырывается и пытается сбросить тебя, испытывает каждую секунду. Для остроты ощущений и понимания стихии ветра нужно пробовать именно граунд лонч. Во-вторых, скорость полёта здесь гораздо выше, чем у параплана. Кого привлекает свобода от механических приспособлений, поднадоевшей гравитации Земли и хорошая скорость, развивающая реакцию и рефлексы - добро пожаловать в GL, экстремальный спорт!

Научившись стартовать с куполом малой площади в сильный ветер, тебе будет гораздо проще освоить параплан, это напоминает обучение гладиаторов Древнего Рима с утяжелёнными тренировочными мечами. Правда, не все, кто поймал кайф от полётов в сильный ветер, возвращаются в обычный парапланеризм. Таких пилотов скорее привлекает аэробатика на парапланах, где те же сумасшедшие перегрузки и скорости за счёт исполнения фигур высшего пилотажа и потрясающей инерции разгона. Наработанные рефлексы позволяют перейти в парапланеризме в класс «компетишн» - это класс спортивных крыльев для профессионалов. Хотя всё же придётся переучиваться под специфику парапланов с их умением внезапно складываться в плохих погодных условиях, что с парашютом малой площади почти никогда не происходит из-за его квадратной формы. В общем, как ты уже понял, граунд лонч (GL) - это хорошая альтернатива для парашютиста без самолёта, для парапланериста без погоды, для бейс-джампера без экзита... Тем более, что парашют, в отличие от параплана, можно уложить в ранец и, накопив денег на прыжок с самолёта, спрыгнуть ещё и оттуда. Хотя есть специальные мешки и для укладки параплана, чтобы прыгать из самолёта/вертолёта/прочего, но парапланы гораздо быстрее изнашиваются при такой эксплуатации и часто ведут себя при раскрытии очень и очень неадекватно. Для фанатиков, которые решили, что это для них навсегда, развился особенный вид экстрима под названием спидфлаинг, или спидглайдинг, почти что параглайдинг, только скоростнее - за счёт малой площади крыла и силы ветра. У нас в Крыму эти фанатики парашютизма во всех его формах избрали для своей базы, конечно же, Клемуху, гору Клеменьтева. Здесь они прыгают с обрывов, самолётов, мотодельтапланов, тандемов-парапланов или же сбегают на Форосский Кант для бейс-прыжков. Если возникнет желание заняться этим видом спорта, можно поехать на Клементьева и найти там специалистов, способных научить летать на всём, что летает, и немного на том, что летать не должно. У них в загашнике есть и парашют, и СПП-30, и параплан, и мотор для параплана, и дельтаплан, и может где-то в гараже они собирают маленький, но свой собственный самолётик...

Минимальные требования к пилоту для умения летать в GL самостоятельно:
1. Выбор склона, аэрология места, метеоусловия.
2. Инспекция своего снаряжения, монтаж системы.
3. Подготовка купола к наполнению.
4. Контролируемый кайтинг хотя бы в течение 2 минут (удерживание парашюта в раскрытом состоянии над головой при помощи строп управления).
5. Контролируемые задние и передние старты (как в парапланеризме).
6. Навыки приземления в заданный сектор.
7. Расчёт глиссады (траектории полёта при снижении) и скорости, полёт траверзом (полёты галсами вправо-влево вдоль склона, как в парапланеризме).


Минимальное снаряжение для спидфлаинга (рекомендации Михаила Алексеенко - патриарха украинского граунд лонча):
- рюкзак под подвеску;
- CamelBak 3L (это резервуар с водой, который кидается в рюкзак, и трубка с краном висит на плечевом) - подниматься с ним в 2 раза удобнее;
- радиостанции 433MHz;
- шлем;
- очки обычные от солнца;
- часы с высотомером;
- наколенники;
- хорошие трековые ботинки.
купить все это не сложно -- достаточно посетить хороший спортивный магазин или экстрим магазин (посоветуйся спрофессионалами спидфлаинга)

Зимний сезон в GL: Одежда: Под температуру от 0 до +10°С комфортные условия для полётов делают FF(фрифлай) штаны или FF комбез, под который одевается только тёплый реглан. Я, например, буду летать в FF штанах, а сверху - лёгкая облегающая куртка и реглан. Если солнечно - сниму куртку. Защита: Особое внимание я уделяю ногам и рукам. Летаю только в хороших ботинках, которые не скользят по траве, - в них безопаснее ловить жёсткое приземление, чем в кроссовках. Перчатки - важный момент. Они дают возможность комфортно работать со стропами, управлять свободными концами, защищают руки в случае протаскивания по земле, камням. Шлем: Лучше всего открытый шлем - он легче, лучше слышно команды без радиостанции. Шлем обязательно должен быть! Очки, а на зимний сезон я бы взял лыжную маску с хорошим боковым обзором и жёлтыми линзами. Подвесные системы и радиосвязь будут предоставлены инструктором на время проведения курса.

(c) Яша Логинов

Все права сохранены  ©  Прыжки с парашютом и Авиация на Донбассе

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://don-sky.org.ua/index.php?dn=article&to=art&id=225