Статистика
Locations of visitors to this page







Дизайн и разработка
Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично.

Таким он парнем был. Памяти Владимира Сапрошина.

«Может быть, вы нас и не поймете,
Если здравый смысл у вас в цене,
Мы опять о грешном, о полете,
Только наяву, а не во сне».

30 июля по старому стилю (12 августа по новому) 1912 года император Николай II повелел сформировать при главном управлении Генштаба первую в стране авиационную часть и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. В 1923 году было создано Всероссийское общество добровольного воздушного флота «Добролет» и открыта первая воздушная линия Москва - Нижний Новгород.

Решение традиционно праздновать День воздушного флота СССР принял И.В. Сталин. Начиная с 18 августа 1933 года, в нашей стране отмечается этот праздник. На основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28.09.1992г. «Об установлении праздника День Воздушного флота России» он отмечается ежегодно в третье воскресенье августа.

Одноклассники, друзья Владимира Ивановича Сапрошина поздравляли его с этим профессиональным праздником 23 года подряд. Небо и летящий самолет нам всегда напоминали о нем. 23 года и вдруг... все оборвалось.


Сапрошин в. - посередине


Часто задумывалась, откуда у мальчишки, выросшего в селе, окончившего сельскую школу, такая любовь к небу, белоснежным облакам, бесконечной высоте, самолетам, сверкающим в лучах солнца? Теперь не спросишь. Скорее всего, это началось в начальных классах. Мы часами сидели после уроков в классе и внимательно слушали нашу учительницу Антонину Васильевну Смирнову. Она страницу за страницей читала нам вслух книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Позднее герою книги военному летчику Алексею Мересьеву мы написали письмо и получили от него ответ. Вот тогда, думаю, Володя принял решение стать летчиком, и все последующие годы готовил себя к этому. Убеждение в правильности выбора будущей специальности, гордость за мужественную профессию военного летчика формировались и укреплялись через уроки и внеклассную работу.

Одним из примеров для нас был Герой Советского Союза Владимир Григорьевич Павлов - выпускник Борисовской средней школы, штурман авиации. Мы знакомились с жизнью и подвигами Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны, земляков - бабаевцев: И. В. Стружкина - летчика - разведчика, А.П. Коновалова - штурмана авиации, Н.И. Быстрова - военного летчика. Само здание Борисовской школы, в которой мы учились, было частью военной истории. Именно в нем в годы войны располагался военный эвакогоспиталь АПГ № 293, в котором лечились и летчики. Да и возле села Борисово-Судское действовали два военных аэродрома. А какие чувства, волнения испытывали мы, стоя в почетном карауле в День Победы 9 Мая у братских могил, где захоронены 4 летчика - экипажи истребителя и бомбардировщика, разбившихся около нашего села.

Свою мечту Владимир претворил в жизнь. Окончил Ставропольское летное училище, служил. Демобилизовался в звании подполковника, был заместителем командира полка.

В отпуск приезжал в родное село Борисово к маме и обязательно навещал друзей. Сколько раз Володя встречался с моими учениками в школе, рассказывал о самолетах, полетах, летном училище, о своих друзьях и почти ничего о себе. Каким он стал взрослым человеком, каким офицером, командиром, другом? Каким стал выпускник Борисовской средней школы? На эти вопросы я и решила найти ответы, не смотря на то, что прошло уже много лет.

Благодаря современным средствам связи я вышла на контакт с людьми, служившими вместе с Владимиром, хорошо знавшим его, и задала эти вопросы.

Вот воспоминания летчиков, которые после окончания летного училища попали в эскадрилью, где их командиром - наставником был В.И. Сапрошин. Материал сайта СВВАУЛШ, форум (летчики, выпуск 1982 года): «Владимир Иванович был, по моему мнению, одним из лучших лётчиков, с которыми мне пришлось столкнуться во время службы. Да, строгий. Да, требовательный. Да, слишком правильный. Но он эти же требования, если только не выше, предъявлял, прежде всего, к себе. Кому-то это все могло не нравиться, но он был правильный командир и отменный, грамотный пилот. А без авиации ... его даже представить - то трудно...»

«...Ты забыл добавить, что вне службы это был отличный, компанейский мужик». «У нас Н.А. Беседин и еще В.И. Сапрошин научили почти всех летчиков садиться парами на СУ-15тм. Ничего более интересного и захватывающего душу, чем заход и посадка ведомым после ПМВ, я, лично, не испытывал». « Сапрошин был моим первым командиром эскадрильи в боевом полку (впрочем, как и всех, кто начинал службу в Безречной, а их, т.е. нас было 8 человек).

«За два года совместной службы узнали Владимира Ивановича, как порядочного человека. Очень требовательного и заботливого командира. До мозга костей преданного авиации, увлеченного ей, о чем свидетельствуют последние годы его жизни».

А вот что пишет 06.12.2006 г. Николай Миронов в своей статье «О летной эксплуатации легких самолетов на АХР»: «В. Сапрошин был одним из основателей Краматорского АТСК ОСОУ им. Леонида Быкова. Многие летчики истребительного авиационного полка, которых он привел в малую авиацию, благодарны ему за те знания и навыки, которые он нам передал и которые так необходимы для качественного и безопасного выполнения авиахимработ. С тех пор прошло более 10 лет. Кто-то из нас продолжает летать, кто-то нашел менее беспокойную и более стабильную работу на земле, но все мы будем помнить о Владимире Ивановиче, как о настоящем Человеке и Летчике с большой буквы».

Своими воспоминаниями поделился со мной в письме 2 марта 2010 г. бывший командир полка, где служил Владимир, генерал-майор Игорь Михайлович Кокоулин: «В некрологе «Книга памяти» однополчан 22 Краснознаменного Халхингольского истребительного авиационного полка, я писал: «Замечательный ты был Человек! Человечный, надежный друг и товарищ, искренне простой и наивный до удивления, чистый, как слеза, открытый и добродушный, готовый в любую минуту прийти на помощь...» Полагаю, что он только преумножил в своем жизненном пути человеческие качества и другим он, по определению, не мог быть. Можно было бы и ограничиться этим определением, но я скажу о нем еще и следующее. Это был один из трех подчиненных мне, как командиру полка, командир авиаэскадрильи. Как опытный летчик, прекрасный офицер - воспитатель, он был поставлен командовать 3-й молодежной эскадрильей, которая ставила «на крыло» молодых лейтенантов, прибывающих к нам в полк по распределению. Он по праву пользовался заслуженным авторитетом в среде руководящего состава полка, своих коллег-командиров, летчиков, инженерно-технического состава и личного состава срочной службы. Предела не было его человеческим и летным качествам. Приятно, легко было служить с таким офицером. Все в нем было прекрасно, а главное - душа, которая всегда отражалась в его глазах. С уважением Кокоулин Игорь Михайлович, генерал майор, г. Кемерово»

Интересный разговор по телефону состоялся у меня с генерал- лейтенантом Виктором Дмитриевичем Аксеновым, до недавнего времени служившим заместителем главнокомандующего ВВС России, начальником истребительной авиации. «Это не кабинетный работник, который говорит: «Сделать так!» Он сам садится в кабину самолета, показывает и говорит: «Делай, как я!». Генерал высокого класса!» - так отзываются о В.Д. Аксенове те, кому пришлось служить под его командованием. Не скрою, волновалась, найдется ли время для разговора. Нашлось, и Виктор Дмитриевич поделился со мной воспоминаниями. Владимир Иванович Сапрошин прибыл в авиационную эскадрилью, где командиром был В.Д. Аксенов и был назначен заместителем командира по политической части. «Добросовестный, целеустремленный офицер, грамотный летчик», - так охарактеризовал Виктор Дмитриевич Владимира. Даже рассказал несколько интересных моментов из жизни своего заместителя. В эскадрильи был свой вокально-инструментальный ансамбль. Володя решил научиться играть на гитаре. В.Д. Аксенов дал первые уроки игры, показал, как брать первые аккорды. А как настойчиво тренировал Володя пальцы рук, работая с теннисными шариками! Прошел год, и Володя уже довольно прилично играл на инструменте в ансамбле. И я вспомнила, что в тот год Володя приезжал домой в село Борисово на вечер встречи одноклассников, в честь 20-летия окончания школы. На вечере он играл на гитаре и пел песни, в том числе и его любимую: «Есть только миг в этом мире бушующем, именно он называется «жизнь». Видеозапись вечера бережно хранит каждый из нас.

В тот период службы Сапрошин В.И.серьезно увлекся дельтапланерами и эта любовь осталась с ним на всю жизнь. «Я предупреждал Владимира о несовместимости большой авиации и дельтапланов. Летать на них в то время было очень опасно. Наступил момент, когда я категорически запретил ему делать это», - рассказывает Виктор Дмитриевич Аксенов. Запрет сработал, но любовь и страсть к свободному полету остались в его душе и сердце.

Из воспоминаний полковника авиации Юрия Николаевича Касьяненко: «Я служил с Володей в Краматорске, а после его увольнения близко общался в аэроклубе. Он был самым авторитетным человеком и пилотом в нашем кругу. Слово Володи - закон для всех. Хотя он говорил всегда спокойно и без нажима. Накануне трагедии мы сфотографировались и я очень был удивлен выражением лица Володи. Это был лик. Мы даже немного острили по этому поводу. К сожалению, трагедия произошла на моих глазах. Я ехал на полеты и видел мотодельтаплан над аэродромом. На секунду отвлекся, а солдат - водитель говорит, что дельтаплан упал. Через 7 минут мы были на месте, но было уже поздно. Очень часто вспоминаю Володю, таких людей больше не встречал. У летчиков и парашютистов особое отношение к тем, кто не вернулся из полета. Володя просто не вернулся».

«Когда ты входишь в небо,
Бетонка позади,
Она теплом согрета
И шепчет: «Ты приди!
Вернись, полёт закончив,
Тебя всегда приму,
Ты только в небе звёздном
Не потеряйся, жду!»

Володя остался в звездном небе. Остался навсегда.

Проходит время. Вместе с ним уходят люди, обладающие знаниями, опытом, мудростью. Нам, оставшимся на земле, остается помнить о них и передавать память новым поколениям. Всмотритесь в небо, когда услышите звук летящего самолета. Всмотритесь и вспомните нашего земляка, выпускника Борисовской средней школы, военного летчика, подполковника Владимира Ивановича Сапрошина, вспомните, каким он был человеком и другом. Вспомните, каким он парнем был.

Я знаю, эту статью прочтут друзья и родные Владимира Ивановича, коллеги по службе, те, кто помогал ему до тонкостей овладевать профессией, кого он сам «ставил на крыло», учил летать, любить небо, скорость, высоту, кто бережно хранит память о нем. Искренне благодарю за предоставленные материалы, воспоминания, за память о В.И. Сапрошине. Желаю, чтоб количество взлетов всегда совпадало с количеством посадок, спокойного чистого голубого неба, крепкого здоровья и огромного счастья в жизни вам и вашим семьям! Уверена, к моим пожеланиям присоединяются все одноклассники и земляки Владимира Сапрошина.

Автор статьи Н.РЯБКОВА

Страниц: 1
Опубликовано: 25.10.2010 | Просмотров: 5464 | [ + ]   [ - ]   | Печать
© 2024 Поддержка сайта - Бирзул Александр