Статистика
Locations of visitors to this page







Дизайн и разработка
Знаете ли Вы, что в американском штате Флорида замужним женщинам не разрешается заниматься парашютным спортом по воскресеньям.

Общие сведения о ранцах, их устройстве, подборе, заказе новых и покупке подержанных

Назначение данного текста помочь начинающим и не очень парашютистам разобраться в основных особенностях конструкции современных ранцев, а также особенностях их выбора и покупки. Автор:
Игорь Барман
Static Line инструктор,
Freefly инструктор,
воздушный оператор,
3400+ прыжков.
Редактор:
Алексей Шарадкин
AFF инструктор,
Тандем мастер,
Тандем Мастер-Экзаменатор,
Freefly инструктор,
воздушный оператор,
Senior rigger,
2600+ прыжков.
Общие сведения о ранцах, их устройстве, подборе, заказе новых и покупке подержанных.
Назначение данного текста помочь начинающим и не очень парашютистам разобраться в основных особенностях конструкции современных ранцев, а также особенностях их выбора и покупки. Разумеется, выбор ранца в значительной степени зависит от личных вкусов, пристрастий и, конечно же, финансовых возможностей. Но, для того, чтобы его сознательно выбрать, нужны определенные знания о конструкции ранцев. В случае покупки подержанного ранца к этому добавляется и еще необходимость знаний о возможных, но не всегда очевидных, проблемах с его ремонтом и доработкой. В тексте в качестве иллюстрации скобках приводятся примеры ранцев. Это именно примеры, а не полный список всех возможных ранцев.

Общепринятые сокращения:
■ СК - свободные концы.
■ ОП - основной парашют.
■ ЗП - запасной парашют.
■ Медуза - вытяжной парашют.
Кроме того, после большинства названий в скобках дан их перевод на английском языке.

1. Стандартная комплектация ранца.
Для начала перечислим все, что обязательно идет в комплекте с ранцем:
■ Собственно ранец с клевантами для ЗП.
■ Камера запаски (free bag) с пружинной медузой.
■ Камера ОП с медузой.
■ СК и клеванты для ОП.
■ Подушка отцепки с желтым (у ранца Racer с красным) кабелем.
■ Кольцо (или подушка) запаски с металлическим тросом.
■ С новым ранцем также идет руководство пользователя. Раньше такое руководство прилагалось в бумажном виде. Сейчас оно обычно идет на CD. В случае покупки подержанного ранца может быть благополучно потеряно.
Все остальное (стропорез, фирменная сумка и т.п.) с ранцем может быть, а может и не быть, в зависимости от конкретного заказа и конкретного производителя.

2. Общая классификация и описание ранцев.
В отличие от куполов единой классификации ранцев не существует. Их различают по конструкционным особенностям, не зависящим друг от друга и присутствующим у разных ранцев в произвольной комбинации.
Медуза ЗП. После укладки ЗП медуза:
■ Может быть целиком внутри ранца (ранцы Mirage, Vector),
■ Может быть прикрыта лишь некоторыми клапанами ранца (ранцы Javelin, Javelin Odyssey)
■ Может располагаться поверх всех клапанов (ранцы Racer, Tear ).

Метод зачековки ОП.
■ Петля, чекующая контейнер ОП, может идти с нижнего клапана: такой вариант так и называется "Зачековка с нижнего клапана".
■ Либо же она может идти со спинки ранца, проходя, соответственно, поперек всего контейнера. Если при этом контейнер лежит спинкой вниз, то получается, что петля идет со дна, откуда данный метод и получил название "Зачековка со дна контейнера".

Прямые и обратные СК. Существует два вида СК: развернутые кольцами наружу и развернутые кольцами внутрь (когда кольца накрыты СК).
■ На абсолютном большинстве ранцев стоят СК с кольцами наружу (т.н. "прямые СК").
■ Французы в силу ряда причин создали свой вариант с кольцами, развернутыми внутрь, который получил название "обратные СК" или "реверсивные СК" (ранец Atom).

Клеванты для ОП есть трех видов.
■ Прилепляющиеся на липучке клеванты ОП (Velcro toggles), остались в прошлом и их можно встретить только на старых ранцах. Липучка (Velcro) повреждает стропы ОП, она изнашивается, и ее надо менять. Не перепутайте клеванты ОП с клевантами для запаски, которые как раз могут быть на липучках.
■ Клеванты, фиксирующиеся путем засовывания носика и хвоста в специальные кармашки (Velcroless toggles), сейчас являются самым массовым вариантом, который можно встретить на большинстве ранцев.
■ Шпилечные клеванты. Плюсы по сравнению с предыдущим вариантом: отсутствие саморасчековок и невозможность выбивания при стягивании слайдера. Но эти клеванты обязательно нужно зачековывать самостоятельно т.к. далеко не все укладчики с ними знакомы.

Предохранительный клапан ОП, который накрывает шпильку, существует в нескольких вариантах. Различают их по направлению клапана относительно ранца:
■ "Снизу вверх" (ранцы Mirage, Vector). Надежность удержания клапана на своем месте не зависит от аккуратности укладки ОП в контейнер и длины чекующей петли.
■ "Сверху вниз" (ранцы Javelin, Javelin Odyssey, Infinity). Данный вариант надежен далеко не на всех ранцах. Кроме того, надежность удержания клапана на своем месте зависит от аккуратности укладки ОП в контейнер и длины чекующей петли.
■ Французы как обычно решили сделать все наоборот и выпустили свой клапан "сверху вниз" (ранец Atom), который выглядит как система "снизу вверх", перевернутая на 180 градусов. Надежность удержания клапана на своем месте не зависит от аккуратности укладки ОП в контейнер и длины чекующей петли.
■ Двунаправленный клапан ОП (ранцы Next, Status Pro, Fire). Надежность удержания клапана на своем месте не зависит от аккуратности укладки ОП в контейнер и длины чекующей петли.

Медуза ОП может располагаться в трех разных местах:
■ BOC - Bottom of Container. Расположение медузы в кармане снизу. Наиболее массовый вариант. Годится для любых типов прыжков.
■ Pull Out. Медуза располагается внутри контейнера (вместе с ОП), а сам контейнер расчековывается специальной подушкой, которая выдергивает медузу наружу. Относительно редкий вариант, который появился во времена, когда уже начали прыгать фрифлай, но с неподходящими для этого контейнерами. В настоящее время смысла в нем нет. Данный вариант склонен к клинам на раскрытии, и периодически требует немалой силы, чтобы вытащить медузу (девушкам просьба обратить на это внимание). Годится для любых типов прыжков за исключением полетов в крылатых комбезах (Wingsuit), для которых он не рекомендован производителями.
■ ROL. Медуза располагается в кармане на ножном обхвате, а стреньга на участке от медузы до ранца крепится липучкой. Данный вариант остался в прошлом, и сейчас его можно встретить только на старых ранцах. По причинам безопасности абсолютно не совместим с чем-либо кроме RW. В принципе по современным стандартам безопасности он не совместим даже с RW, и годится только для одиночных прыжков на пузе. Но не нужно расстраиваться, если у вас именно такой ранец: он довольно легко переделывается в вариант BOC (см. в разделе о покупке подержанного ранца).

Захват на вершине медузы ОП, который нужен для того, чтобы вытащить ее наружу, изготавливается в следующих вариантах:
■ Бобышка. Это просто кусок пластиковой трубки. Достаточно удобно хватается и не создает проблем, если только не пытаться засунуть в трубку палец.
■ Мячик (Hacky handle). Еще удобнее хватается и выглядит более красиво. К потенциальным недостаткам можно отнести только то, что у него бывают, мягко говоря, непредсказуемые размеры: мне встречались ранцы Javelin Odyssey с фирменными мячиками размером с кулак, что очень нехорошо с точки зрения безопасности.
■ Freefly friendly мячик (Freefly hacky handle). Мячик для медузы ОП системы BOC. Помимо собственно мячика к вершине медузы приделана небольшая жесткость, вставляющаяся под боковой клапан (и иногда и в карман медузы), которая дополнительно фиксирует мячик у обреза кармана для медузы. Само понятие "Freefly friendly" будет описано ниже.
■ Подушка для медузы ОП системы BOC или Pull out (Pud или Freefly handle). Внешне выглядит как маленькая подушка отцепки толщиной от примерно 1 см (ранец Voodoo) до 3 - 4 см (ранец Mirage). Подушки малой толщины неудобны для захвата. Достаточно толстые подушки удобно хватаются. По сравнению с мячиком имеет гораздо меньшие шансы быть незапланированно выдернутой.
■ Freefly friendly подушка для медузы ОП системы BOC (Freefly pud). Помимо собственно подушки к вершине медузы приделана небольшая жесткость, вставляющаяся под боковой клапан (и иногда в карман медузы), которая дополнительно фиксирует подушку у обреза кармана для медузы. Само понятие "Freefly friendly" будет описано ниже.

Привод ЗП бывает трех видов:
■ Кольцо. Собственно говоря, по форме это уже давно не кольцо, а прямоугольная или трапециевидная рамка, но название осталось прежним с тех времен, когда это, действительно, было кольцо. Кольцо по сравнению с подушкой легче выдернуть, но при этом шансы, что его незапланированно выдернут в группе также выше. Особенно это относится к фрифлаю (например, отделение паровозиком). Кроме того, есть некоторый шанс, что кольцо благополучно наденется в самолете на что-нибудь торчащее, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
■ Подушка. Внешне ничем не отличается от подушки отцепки, за исключением того, что из нее торчит не кабель в пластике, а трос. Подушку гораздо сложнее незапланированно выдернуть, в силу чего ее многие (особенно фрифлаисты) заказывают вместо кольца. Но следует учитывать, что самому подушку также сложнее выдернуть.
■ Кольцо на стропе из микролайна с втянутым внутрь эластичным сердечником (ранец Vector). Смысл здесь в том, что, если кольцо было выдернуто из липучки, но по каким-либо причинам потеряно до выдергивания запаски, то в обычном случае оно будет болтаться на тросе и найти его будет проблематично. Также в случае выбивания кольца оно опять же будет болтаться рядом с парашютистом, увеличивая риск незапланированного раскрытия запаски при его зацепе другими участниками группы или самим парашютистом. В данном же варианте, кольцо будет автоматически втянуто на место, где его легко найти, и где вероятность его зацепа (пусть даже кольцо и не в липучке) значительно меньше. На текущий момент (январь 2009) данная система пока не сертифицирована для гражданских парашютных систем.
■ "Мягкое кольцо" из ленты с жесткой вставкой внутри (ранец Atom).

Плечевые клапана встречаются нескольких видов:
■ На липучках. На сегодняшний день встречается только у старых ранцев. Не совместимы с фрифлаем, фристайлом и т.д. Липучки требуют постоянного контроля и своевременной замены, т.к. изнашиваются при применении, теряют свои свойства и начинают плохо держать. Это приводит к раскрытию плечевых в воздухе даже в прыжках на пузе.
■ Одинарные плечевые (ранцы Mirage, Next). Наиболее широко распространенная конструкция, в которой фиксирующий клапан засовывается в карман на ранце. При правильном проектировании (ранцы Mirage, Javelin Odyssey) конструкция отлично держит и совместима с любыми типами прыжков. При неправильном проектировании плечевые постоянно вылетают, и сделать с этим ничего нельзя, кроме как сменив ранец.
■ Двойные плечевые (ранцы Vector 3, новые Javelin и Javelin Odyssey). От предыдущей конструкции отличается тем, что клапан засовывается не в карман на ранце, а карман на клапане, который смотрит в противоположном направлении. Отсюда и пошло название. В отличие от предыдущего варианта такая конструкция допускает неверную укладку (укладка СК под один или два клапана в зависимости от ранца), поэтому необходимо очень внимательно прочитать инструкцию на ранец и точно ей следовать, чтобы не иметь неприятных сюрпризов в виде клина плечевого.
■ Магнитные плечевые (ранцы Vector 3, Racer). Вместо липучек применены сильные магниты из редкоземельных металлов. Такая конструкция имеет все преимущества липучки (удобство укладки, непритязательность к укладке, ровный выход СК на раскрытии) и при этом не имеет ее минусов, т.к. магниты заменять не требуется.

Коллапс медузы ОП. После раскрытия ОП медуза уже не нужна. Более того, она тормозит купол, а на малых куполах с большими загрузками может даже создать проблемы. Чтобы этого избежать, были созданы коллапсирующиеся медузы, которые после выхода ОП из камеры складываются и не мешают куполу лететь. Имеются две конструкции таких медуз:
■ Коллапс медузы резиновым шнуром (bungee PC). Такая конструкция сейчас встречается только на старых ранцах. Между вершиной медузы и стреньгой вшит резиновый шнур. На больших скоростях (т.е. до начала раскрытия ОП) поток преодолевает сопротивление шнура, растягивает его и обеспечивает работу медузы, а на малых скоростях шнур преодолевает поток и снова складывает медузу. У данной конструкции есть недостаток в том, что она может провоцировать проблемы на раскрытии путем "пульсации" медузы. Т.е. поток растягивает шнур, медуза начинает работать, тормозит парашютиста, шнур снова складывает медузу, поток снова усиливается, опять растягивает шнур и т.д.
■ Коллапс медузы стропой (Collapsible C-Line PC). Конструкция, применяемая на всех современных ранцах. Имеет различные варианты исполнения, но общий принцип состоит в том, что к вершине медузы крепится стропа, проходящая по каналу внутри стреньги и коллапсирующая медузу после выхода ОП из камеры. При укладке медузу надо расколлапсировать путем вытягивания шнура обратно, в противном случае вы получите полный отказ ОП. На большинстве ранцев на стреньге имеется небольшое окошко для проверки состояния медузы: если там видна цветная метка, то медуза расколлапсирована.

Материал медузы ОП (F-111 или ZP). Медуза из ZP имеет меньший размер, т.к. ZP более эффективно работает в потоке, но требует периодической замены, т.к. материал со временем выбивается и теряет тянущие свойства, что создает проблемы на раскрытии. Медуза из F-111 имеет больший размер, но требует замены гораздо реже, т.к. в отличие от медузы из ZP она работает в основном за счет своих габаритов. Фактически, ее можно использовать до тех пор, пока в ней не появятся дырки.

Системы дополнительной страховки. У ранца может присутствовать то, что можно назвать системами дополнительной страховки. А именно:
■ RSL (Reserve static line) - система, автоматически выдергивающая шпильку ЗП при отцепке ОП. Конструктивно выполнена в виде дополнительной ленты, которая с одного конца имеет кольцо, накидывающееся на шпильку ЗП, а с другого конца карабин, цепляющийся за специальное кольцо на СК. При отцепке ОП СК улетает и тянет за собой ленту, которая выдергивает шпильку ЗП. Естественно система работает только при отцепке ОП, который находится снаружи. Если у вас произошел отказ до того, как камера ушла наружу из ранца (например, клин медузы в кармане), то, соответственно, ОП никуда не улетает, СК тоже никуда не улетают, и шпильку запаски ничего не тянет. Операторы не используют данную систему из опасений, что дополнительная лента может зацепиться за оборудование на шлеме. RSL может быть в любой момент деактивирована: для этого надо просто отцепить карабин от кольца на СК. И, наконец, самое важное замечание: на эту систему нельзя надеяться! Она работает именно как дополнительная страховка и не отменяет выдергивания запаски. Точно также как не отменяет выдергивание запаски страхующий прибор.
■ SkyHook - дальнейшее развитие RSL. Поскольку название запатентовано, то также встречается под наименованиями Direct Reserve Extraction (DRE), Direct Reserve Deployment (DRD) и т.п. От RSL отличается двумя вещами. Во-первых, здесь отцепляемый ОП работает как гигантская медуза для ЗП, что значительно ускоряет раскрытие запаски (в случае, когда ОП не выброшен или его недостаточно, ЗП раскрывается как обычно своей медузой). Во-вторых, при срабатывании эта система автоматически выдергивает кабель отцепки с обеих сторон (ранцы Vector 3, SWS Fire), предотвращая выбрасывание запаски в ОП при отходе только одного СК (например, при обрыве СК). Операторы не используют данную систему из опасений, что она может зацепиться за оборудование на шлеме. Как и RSL система работает только при отцепке ОП, который находится снаружи. Также как и в случае с RSL на эту систему нельзя надеяться! Она работает именно как дополнительная страховка и не отменяет выдергивания запаски. Точно также как не отменяет выдергивание запаски страхующий прибор.
■ Антитвисты (Antitwists). Предназначены для облегчения отцепки при сильных закрутках. Конструктивно это металлические (реже пластиковые) трубки, вставленные в СК. Кабель отцепки после сборки системы отцепки вставляется в эти трубки. При этом в ситуации, если закрутка настолько сильная, что она захватила СК, кабель отцепки закручен не будет. Вместо него будут закручены трубки, внутри которых кабель будет по-прежнему свободно двигаться, что обеспечит отсутствие увеличения усилия при выдергивании отцепки.
■ Винговая опция (wingsuit option). Она предназначена для тех, кто летает в крылатых комбезах (Wingsuit). Это специальная конструкция нижней части ранца для уменьшения вероятности получения закруток при раскрытии из тречки. У некоторых производителей она также включает в себя медузу большего диаметра и более длинную стреньгу для уменьшения вероятности попадания медузы в затенение от крыльев. Данная опция является вспомогательной: т.е. совершать такие прыжки можно с ранцами и без нее. Вариант только с доработкой нижней части ранца полностью совместим с любыми другими видами прыжков (RW, Freefly и т.д.). Вариант с медузой большего диаметра не совместим с высокоскоростными видами прыжков (Freefly, Freestyle и т.д.) и плохо совместим с обычными видами из-за большой вероятности жесткого раскрытия.
■ Дополнительная защита СК. Также встречается под названием "Freefly mod". Представляет собой дополнительный клапан между внешней боковой стенкой контейнера и внутренней стенкой отсека для запаски. При укладке СК накрывается сначала дополнительным клапаном, а уже затем внешней стенкой контейнера. В результате при раскрытии плечевого клапана в воздухе, и отходе внешней боковой стенки контейнера в сторону, СК все равно остается на своем месте, т.к. он прижимается дополнительным клапаном. Данное дополнение нельзя заказывать в виде опции. Т.е. либо оно есть в конструкции ранца, либо нет.

Железо. Кольца на СК и подвесной системе, пряжки на ножных, карабин RSL и т.д. (в общем, все металлические части) могут быть нескольких типов:
■ С кадмиевым покрытием. Серого или тускло серого цвета. Обычно идет в стандартной комплектации.
■ Нержавейка. Красиво блестит. В силу скользкой поверхности, возможны проблемы с проскальзыванием лент ножных охватов. Иногда бывает в стандартной комплектации, но в большинстве случаев требует дополнительной оплаты.
■ Покрытие Black Finish. Как следует из самого названия, имеет черный цвет. В отличие от нержавейки не имеет проблем с проскальзыванием. Требует дополнительной оплаты.
■ Никелевое покрытие. Как и нержавейка тоже блестит, но несколько иначе. Со временем может откалываться, и в результате получается очень некрасиво, а также теряются заплаченные за красоту деньги. Раньше использовалось как дешевая замена нержавейки. На сегодняшний день за редкими исключениями, практически, никем не используется. В силу скользкой поверхности, возможны проблемы с проскальзыванием лент ножных охватов. Требует дополнительной оплаты.

Поясной охват из центра. Также встречается под названиями "Подрезанная спинка", "Cut-in Literals", "Inset stabilizers" и т.п. Поясной охват - это то, что крепит нижнюю часть ранца к подвесной системе. Долгое время он начинался (а на многих ранцах и сейчас начинается) от боков ранца, но такая конструкция имеет один недостаток: если ранец достаточно широкий, или парашютист достаточно худой, то ранец болтается на спине. Чтобы это побороть, поясной охват стали выполнять не от боков ранца, а из точки, примерно на треть отстоящей от боков ближе к центру. В результате поясной охват гораздо лучше прилегает к парашютисту, и ранец не болтается. Существует несколько вариантов исполнения такой конструкции:
■ Обычный поясной охват из точки, смещенной к центру ранца (ранец Mirage G4 в варианте Inset Stabilizers, ранцы Javelin Odyssey, Next Century).
■ Поясной охват как обычно идет от боков ранца, а из центра дополнительно идут широкие, эластичные ленты, которые фиксируют ранец на спине (ранец Mirage G4 в варианте Elastic Lumbar Support).
■ Т.н. подвижный поясной охват (ранец Infinity).

Кольца на подвеске. Во время прыжка вы постоянно изгибаетесь в разные стороны. В тоже время подвесная система, которая обладает порядочной жесткостью, этому препятствует. Дабы сохранить жесткость (и, соответственно, прочность) подвесной системы с одной стороны, и в тоже время обеспечить свободу движений и комфорт, с другой стороны, на подвесную систему ставятся кольца. Хотя такой вариант называется "Подвесная система с кольцами" (т.к. изначально он был именно с кольцами), но в реальности в зависимости от конструкции ранца там могут стоять либо, действительно, кольца (ранцы Atom, Wings), либо пряжки аналогичные той, к которой цепляются СК (ранцы Mirage, Vector, Javelin Odyssey). Теоретически кольцо (или пряжка) должны стоять в том месте, где человек сгибается: на талии или тазобедренном суставе. Это в теории. На практике в силу ряда чисто бюрократических причин у многих ранцев они стоят "где-то в районе талии", что не дает никаких преимуществ по сравнению с вариантом без колец. Определить, какая именно подвесная система с кольцами реально дает преимущества, достаточно просто:
■ Если поясной охват крепится прямо к кольцу (пряжке) (ранцы Mirage, Voodoo), то такая конструкция располагает кольцо в точке, где вы реально гнетесь. Т.е. это дает вам дополнительный комфорт и удобство.
■ Если поясной охват крепится к главной силовой ленте (MLW) подвесной системы (ранцы Javelin, Javelin Odyssey, Vector), то такая конструкция располагает кольцо в точке "где-то в районе, где вы гнетесь" и не дает, практически, никаких преимуществ по сравнению с подвесной системой без колец.
Кроме колец на бедрах есть и кольца на груди. Реально они работают только в случае, когда грудная лента сильно затянута, т.е. расстояние между точками затянутой подвесной на уровне груди равно расстоянию между точками затянутой подвесной на уровне плеч. В этом случае подвесная система сильно изгибается назад к бедрам, и кольца позволяют ей это сделать, не создавая дискомфорта. Это означает, что кольца на груди нужны только тем, кто сильно затягивается: т.е. фрифлаистам и им подобным. Поскольку прыгающие RW в основном летают со слабо затянутой грудной, то данная опция для них почти бесполезна.

3. Freefly friendly ранцы.
Фрифлай, фристайл, скайсерфинг и им подобные прыжки в отличие от RW характеризуются тем, что ранец постоянно обдувается потоком, в то время как при RW прыжках он находится в затенении, которое создает парашютист. Кроме того, поток может иметь повышенную (в среднем на 40 -50 км/ч) скорость. Все это приводит к тому, что для подобных прыжков необходимы дополнительные требования к ранцу. Поэтому появилось понятие freefly friendly (т.е. дружественного к фрифлаю) ранца, который безопасен для подобных прыжков с точки зрения применяемых в нем конструктивных решений. Существует несколько определенных требований, при выполнении которых ранец становится freefly friendly:
Отсутствие клапанов на липучках. Как плечевых, так и предохранительных клапанов ОП и ЗП. Липучки требуют постоянного контроля и своевременной замены, т.к. изнашиваются при применении, теряют свои свойства и начинают плохо держать. Это приводит к раскрытию клапанов в воздухе даже в прыжках на пузе, не говоря уже о прыжках на повышенных скоростях.
Надежно держащиеся в закрытом состоянии клапана. Даже если в конструкции клапана отсутствуют липучки, это еще не говорит о его надежности. Конструкция клапана должна быть такой, чтобы он надежно держался на своем месте в закрытом состоянии независимо от угла обдува потоком и скорости самого потока.
Медуза ОП может располагаться либо в кармане на дне ранца (система BOC, подробно системы расположения медузы описаны в разделе "Общая классификация и описание ранцев"), либо внутри контейнера (система Pull out). Расположение медузы в кармане на ножном охвате (система ROL) недопустимо, т.к. при этом на очень большом участке отсутствует защита стреньги (см. следующий пункт).
Стреньга должна быть полностью защищена. Повышенная скорость воздушного потока в сочетании с обдуванием стреньги приводит к почти неизбежному ее выдуванию и получению отказа подкова, со всеми вытекающими отсюда крайне печальными последствиями. Дополнительное крепление стреньги на липучке значение не имеет, т.к. во-первых, липучка очень быстро изнашивается, а, во-вторых, просто может не выдержать напора потока. Поэтому стреньга должна быть полностью спрятанной под клапана ранца. Поскольку расположение медузы в кармане на ножном охвате (система ROL) принципиально не позволяет сделать подобное, то система ROL с freefly friendly ранцами не совместима.
Глубокий и тугой карман при использовании медузы с расположением в кармане на дне ранца (система BOC). Повышенные скорости воздушного потока в сочетании с постоянным обдувом приводят к тому, что медуза должна очень плотно и глубоко сидеть в кармане. В противном случае это может привести к ее выдуванию. Карман, в который медуза помещается не полностью или еле держится, недопустим.
Отсутствие в конструкции ранца незафиксированных клапанов. Если клапан не имеет зафиксированного конца, т.е. просто торчит наружу, то он образует карман, в который будет давить воздушный поток, что в свою очередь приводит к выдуванию клапана.

4. Подбор размеров ранца и его конструктивных особенностей, с учетом будущей замены ОП.
Уложенный купол занимает некоторое место в ранце, которое называется укладочным объемом. Для каждой модели ранца также определяется его укладочный объем. Соответственно, эти параметры у купола и ранца должны быть близки друг к другу. Казалось бы, все просто: надо взять укладочный объем желаемого ОП и найти тот размер ранца, который к нему подходит, тем более что в интернет лежит большое число таблиц, в которых якобы указан укладочный объем различных ОП, но не все так просто. Дело в том, что укладочный объем купола - величина переменная. Она зависит многих факторов:
■ квалификации укладчика (самый важный фактор),
■ ткани, используемой для конкретного купола,
■ прыжкового возраста купола,
■ состояния купола,
■ и даже от влажности купола.
Поэтому таблицы с укладочными объемами куполов совершенно бесполезны.

Производители ранцев об этом знают и вместо укладочных объемов дают список куполов, подходящих для каждой модели. Часто вместе с характеристикой сложности укладки:
■ купол болтается в ранце (soft, loose),
■ купол нормально входит в ранец (normal, optimal),
■ купол тяжело укладывается в ранец (snug, tight),
■ купол укладывается в ранец только в состоянии "как кирпич", т.е. предельно тяжело (like a brick, extremely tight).
3-й вариант требует очень хороших, а 4-й - отличных навыков укладки.

В случае планируемого уменьшения размера ОП все еще сложнее, т.к. в ранец должны входить 2 купола. При этом с одной стороны ничего не должно вылезать наружу: т.е. ранец не должен быть слишком маленьким для ОП большого размера. А с другой стороны в ранце ничего не должно болтаться: т.е. он не должен быть слишком большим для ОП меньшего размера. Для начала рассмотрим, как меняется укладочный объем ОП в зависимости от его конструкции.
■ Купола с 7 секциями имеют укладочный объем примерно на 1 размер меньше, чем купола с 9 секциями (для куполов с размером от 135 и выше).
■ Эллипсы (high performance canopies) и полу эллипсы (light tapered canopies) одного размера имеют примерно одинаковый укладочный объем.
■ Купола с косыми нервюрами (cross braced canopies) и аирлоками (airlock canopies) здесь не рассматриваются сознательно, т.к. динамика изменения их объема может навести на нехорошие идеи с точки зрения безопасности.

Поэтому типовая схема уменьшения размера ОП выглядит в виде:
■ прыжки с ОП - 7-секционным куполом (Spectre, Storm, Super Seven и т.д.),
■ прыжки с ОП - 9-секционным куполом (Sabre 2, Safire 2 и т.д.) на 1 размер меньше (190 -> 170, 170 -> 150 и т.д.)
При этом укладочный объем купола изменяется достаточно мало и не влияет на безопасность.

Помимо этого разные схемы зачековки ОП имеют разную толерантность к изменениям его укладочного объема.
■ При зачековке контейнера с нижнего клапана (схемы зачековки подробно описаны в разделе "Общая классификация и описание ранцев") ранец позволяет уменьшать укладочный объем ОП в очень малых пределах. Можно свободно изменять конструкцию ОП (например, перейти с 7-секционного купола на 9-секционный), но размер изменять нежелательно.
■ При зачековке со дна контейнера, ранец гораздо толерантнее к изменению размера ОП. Можно свободно менять как конструкцию ОП (например, перейти с 7-секционного купола на 9-секционный), так и его размер на 1 шаг (190 -> 170, 170 -> 150 и т.д.).

Кроме того есть еще один способ увеличить укладочный объем ОП в ранце. Дело в том, что у большинства ранцев камера ОП лежит. Т.е. зачекованные стропы смотрят в сторону кармана медузы на дне ранца. Если же камеру не положить, а поставить в ранец под углом порядка 45 градусов, то она будет подпирать клапана ранца за счет своей высоты, что аналогично увеличению укладочного объема ОП.

5. Покупка нового ранца.
Метод зачековки ОП. Если вы не планируете в будущем уменьшать размер ОП для заказываемого ранца, то метод зачековки ОП (со дна контейнера или с нижнего клапана, подробно все системы зачековки описаны в разделе "Общая классификация и описание ранцев") не играет роли. Если вы планируете замену купола на один размер меньше, но с увеличением количества секций (например, сначала 150-й купол, 7 секций, а потом 135-й купол 9 секций), то метод зачековки ОП тоже не играет роли. В противном случае лучше выбрать ранец с зачековкой со дна контейнера, т.к. он толерантнее к изменениям размеров ОП.

Поддержка пользователя. Насколько оперативно производитель:
■ Предоставляет информацию по запросу пользователей (или отвечает раз в месяц).
■ Высылает дополнительно (т.е. отдельно от ранца) заказанные запчасти.
■ Реагирует на проблемы со своей продукцией (или априори заявляет, что он прав, а все вокруг ничего не понимают).
■ Исправляет собственные ошибки при выполнении заказа. Естественно, бесплатно для пользователя (или заявляет, что это не его проблемы).
■ Соблюдает сроки изготовления (или затягивает их на произвольное количество месяцев).
Абсолютным чемпионом мира по самому жуткому саппорту является ранец Atom. Вы можете обнаружить, что с вами не будут общаться иначе как на французском языке, что информацию по доработке ранца и необходимые для этого компоненты можно ждать 10 месяцев с момента выпуска сообщения о доработке, что вам просто не будут отвечать и т.д. Не слишком отстает от него и производитель ранца Omega (правда, только по пункту о реакции на проблемы с продукцией). Учтите, что в данный момент (январь 2009) ранец Атом не имеет собственной производственной базы, и выпускается субподрядчиками, поэтому получить любые запчасти к нему, практически, нереально. То же самое относится к ранцам Eclipse (производитель - Stunts Adventure Equipment) и Reflex (производитель - Fliteline Systems).

Выбор производителя. Очень часто при выборе ранца задают вопрос о том, какой из них самый лучший. Но ответа на этот вопрос не существует. Дело в том, что среди большого числа моделей ранцев есть топы, к которым относятся ранцы Mirage G4, Javelin Odyssey и Vector 3 Micron, выбор между которыми в значительно степени определяется личными предпочтениями парашютиста и его взглядами на то, какой вариант конструкции ранца наиболее безопасен, удобен и долговечен. Некоторые также относят к топам Atom Legend, хотя этот очень неплохой ранец на мой взгляд никак не заслуживает звания топа из-за качества саппорта. Помимо топов есть просто хорошие ранцы. Например (список не полный): Next, Next Century, Javelin, Mirage G3, Voodoo, Infinity, Teardop Viper, Tear Superfly, Icon, Wings, Wings Vision.

Расположение медузы ОП. Выбирайте вариант с расположением медузы в кармане на дне контейнера (система BOC).

Коллапсируемая медуза. Обязательна для заказа для любых куполов, начиная со 170-го размера и меньше. Для куполов большего размера необязательна, но желательна. Если вы планируете уменьшать размер ОП, то она, наверняка, вам понадобится. В большинстве случаев у вас будет только вариант с медузой, коллапсируемой стропой (подробно все варианты коллапсирования медузы описаны в разделе "Общая классификация и описание ранцев"). Если же будет выбор между вариантом со стропой и с коллапсированием резиновым шнуром, то, не колеблясь, выбирайте вариант со стропой.

Клеванты ОП. В любом случае заказывайте в варианте без липучек (подробно все варианты фиксации клевант описаны в разделе "Общая классификация и описание ранцев"). Выбор между клевантами с фиксацией носиков в кармашках или шпилечными - это уже по личному вкусу.

Железо из нержавейки. На функциональность ранца совершенно не влияет, но делает его красивее. Возможно, поможет поднять цену ранца при его последующей продаже.

Материал ранца. Большинство производителей предлагают как минимум два варианта материалов, из которых может быть выполнен ранец: кордура (Cordura) и парапак (Parapack). Помимо этого отдельные производители могут предлагать дополнительные варианты исполнения из различных материалов (Diamondback, Houndstooth, Leather look, Alcantra и т.д.). Наиболее устойчивой к износу является кордура, поэтому, если для вас важно, чтобы ранец оставался в нормальном состоянии как можно более длительное время, выбирайте именно ее. Считается, что остальные материалы выглядят более красиво, чем кордура, но, поскольку ранец покупается все-таки не для конкурса красоты, а для прыжков, то, на мой взгляд, заказывать надо именно кордуру.

Расцветка ранца в контексте минимизации изменения вида при загрязнениях. Наиболее немаркие цвета, которые сохраняют товарный вид долгое время, это - черный (Black) и темно-синий (Navy Blue). Простейшее решение - использовать в расцветке только их. Многим хочется иметь ранец с яркими цветными вставками, но именно они будут загрязняться, и терять свой вид в первую очередь. Тем не менее, на ранце есть места, которые загрязняются очень часто, и есть места, которые почти никогда не загрязняются.
■ Ножные охваты и нижняя часть ранца (все, что ниже ЗП в ранце) загрязняются быстро. Происходит это в основном по причине сидении на полу самолета, по которому только что прошли в грязных кроссовках (особенно весной и осенью) и при посадке на пятую точку. Поэтому эти части ранца нужно выбирать черными или темно-синими.
■ Верхняя часть ранца (все, что выше ОП в ранце) обычно не загрязняется за исключением случаем, когда приходится делать перекат, поэтому в их расцветке можно использовать яркие вставки.

Винговая опция (wingsuit option). Нужна только, если планируется интенсивно летать в крылатых комбезах (Wingsuit). При заказе обязательно узнайте, что входит в комплект: только измененная нижняя часть ранца или еще и длинная стреньга с медузой большего диаметра (подробно все описано в разделе "Общая классификация и описание ранцев"). Помните, что вариант с медузой большего диаметра не совместим с высокоскоростными видами прыжков (Freefly, Freestyle и т.д.) и плохо совместим с обычными видами из-за большой вероятности жесткого раскрытия. Если вы в основном занимаетесь другими видами прыжков (скорее всего так оно и есть), то заказывать данную опцию не нужно, т.к. совершать Wingsuit прыжки можно и без нее.

SkyHook и RSL. Да. Однозначно, да, и еще раз да. Исключение только в случае, если вы оператор.

Антитвисты. На большинстве ранцев, если они есть, то входят в стандартный комплект. Если же это опция, то лучше ее заказать, т.к. стоит она недорого, но может сильно помочь.

Подушка или кольцо ЗП. Преимущества и недостатки обоих вариантов уже описаны выше в разделе "Общая классификация и описание ранцев". Учтите, что кольцо всегда можно заменить на подушку, заказав ее у производителя. Переукладка запаски для этого обычно (но не всегда) не требуется. Поэтому, если у вас еще не было отцепок, то лучше заказать кольцо и позднее заменить его на подушку. Если вы прыгаете фрифлай, и у вас стоит кольцо, то всегда учитывайте этот момент, чтобы в него ничего не попало и не выдернуло.

Стропорез. Если есть в стандартной комплектации - пусть будет, но учтите, что вероятность успешного применения стропореза не слишком опытным парашютистом очень мала.

Привод ОП. В стандартную комплектацию входит либо бобышка, либо мячик. Любого из этих вариантов вполне достаточно, но многие фрифлаеры заказывают подушку, т.к. она более безопасна.

Кольца на подвеске. Если у выбранного вами ранца конструкция подвесной с кольцами дает реальный выигрыш в удобстве (см. описание в разделе "Общая классификация и описание ранцев"), то можете смело их заказывать: не прогадаете. В противном случае выигрыш в удобстве будет настолько мал, что вы зря потратите деньги. Если вы заказываете ранец Mirage G3 или Mirage G4, то учтите, что у них есть подвесная в двух вариантах:
■ С кольцами на бедрах поясной охват крепится к ленте подвесной системы и, соответственно, почти ничего не дают (см. описание в разделе "Общая классификация и описание ранцев").
■ С кольцами на бедрах и на груди поясной охват крепится прямо пряжке, что дает реальный выигрыш в удобстве (см. описание в разделе "Общая классификация и описание ранцев").
Таким образом, эти ранцы имеет смысл заказывать либо с 4 кольцами, либо вообще без них.

Поясной охват из центра. Очень полезная опция. Оправдывает себя, практически, всегда за исключением случаев с очень широким туловищем. Девушкам будет полезна в любом случае. Парням тоже, за исключением культуристов, борцов им подобных с аналогичным телосложением.

Длинная грудная. Она нужна тем, кто занимается свупом. Если вы планируете в будущем прыгать свуп с заказываемой системой, то берите.

Все остальные опции (тройные ПСК, карабины B12 и т.д.), можно смело игнорировать, т.к. если они вам пока ничего не говорят, то значит и не нужны. Если же вы понимаете, что это такое, то, скорее всего, способны и без этого текста решить, насколько они вам необходимы.

6. Покупка подержанного ранца.
Предельно допустимый возраст. Если брать предельно допустимый возраст с точки зрения изменения свойств материалов подвесной системы, то по правилам, установленным во многих странах (Германия, Россия и т.д.), он будет равен 15 лет, за исключением случаев, когда производителем явно оговорен меньший срок. Т.е. теоретически можно покупать ранцы, возраст которых не превышает 15 лет с момента производства, и использовать их, пока эти 15 лет не настанут. На практике же настолько старые ранцы почти наверняка будут сильно изношены, и иметь устаревшие конструкционные решения (например, клапана на липучках), а, следовательно, потребуют значительных дополнительных вложений в виде переделок, ремонта и выполнения необходимых доработок, что значительно увеличит их первоначальную цену. Поэтому покупать ранец старше 5 - 6 лет не рекомендуется. Помимо этого, многие риггеры принципиально не будут проверять и укладывать древние ранцы, даже если юридически с ними еще можно прыгать.

Поддержка пользователя. Если вы покупаете ранцы Atom, Eclipse (производитель - Stunts Adventure Equipment) или Reflex (производитель - Fliteline Systems), то учтите, что на данный момент (январь 2009) у них нет собственной производственной базы, и они выпускаются субподрядчиками, либо не выпускаются вообще. Поэтому получить любые запчасти к ним, практически, нереально.

Самый первый шаг, который следует сделать, после того как вы нашли подходящий ранец, это переписать его серийный номер и дату производства (DOM - Date of Manufacture), после чего проверить у производителя:
■ Действительно ли ранец с таким номером имеет такую дату производства.
■ Какие именно доработки необходимо выполнить для данного ранца.
Параллельно с проверкой у производителя нужно проверить поиском в интернет серийного номера ранца, не был ли он украден. Если дата производства и серийный номер верны, а ранец не объявлялся украденным, то нужно проверить по паспорту на ранец, какие доработки из заявленных производителем уже выполнены. Разумеется, все невыполненные доработки - это повод для торговли, т.к. если их не выполнил прежний владелец, то после покупки их придется оплачивать вам.

Оценка прыжкового возраста. Не имея практического опыта, оценить реальный прыжковый возраст ранца очень тяжело. Разумеется, при наличии явных повреждений подвесной системы или самого ранца данный вопрос уже не играет роли, но что делать, если внешне все выглядит в порядке? В таком случае придется прибегнуть к дедуктивному методу. Установите предыдущих владельцев ранца. Затем сравните их общую прыжковую активность с заявленным количеством прыжков на ранце. В случае явных расхождений, не рискуйте и не покупайте ранец, как бы вам того не хотелось. Совершенно необязательно, что продавец ранца вас обманывает, т.к. его тоже могли ввести в заблуждение. Но это не повод перенимать подобную "эстафету" и прыгать с ранцем, о котором изначально известно, что информация о нем недостоверна.

Возможность по изменению ростовки. Если подвесная не подходит вам по размеру, но сделана в варианте с 4 кольцами (на бедрах и на груди), то риггер может изменить размер подвесной в очень широких пределах, путем укорачивания или удлинения участка между кольцами. Конечно, есть определенные ограничения и вряд ли можно подогнать ранец с девушки ростом 150 см на баскетболиста ростом за 2 метра (равно как и наоборот), но изменить подвесную систему с 4 кольцами в диапазоне до 10 - 15 см можно почти всегда. Но учтите, что такую серьезную доработку должен выполнять только очень опытный риггер. Поэтому, если такого риггера рядом нет, то лучше поискать другой ранец. Общее правило для такой переделки: после изменения ростовки все должно быть идентично тому, что было у производителя. Никакая самодеятельность и "оптимизация" недопустимы. Если же вы покупаете ранец, на котором уже выполнялась такая переделка, то обязательно установите, кто ее выполнял, и ни в коем случае не покупайте ранец пока, его не осмотрит опытный риггер. В случае малейших сомнений отказывайтесь от покупки.

Переделка ROL в BOC. Не нужно огорчаться, если у выбранного вами ранца медуза находится в кармане на ножном охвате (ROL). Любой опытный риггер без проблем переделает его в вариант с карманом на дне ранца (BOC). В тоже время наличие подобного варианта размещения медузы - это повод задуматься, т.к. подобное сейчас не заказывают, а значит ранцу немало лет, и лучше не покупать для прыжков экспонаты, которым место уже в музее.

Карман медузы. Осмотрите карман медузы. У него не должно быть повреждений. Особенно обратите внимание на угол кармана, который находится со стороны выхода стреньги и ближе к клапанам ранца. Т.е. если ранец лежит клапанами вверх, то при взгляде на карман медузы, это будет правый верхний угол. Дело в том, что при неверной укладке медузы стреньга на раскрытии режет (в прямом смысле этого слова) материал кармана. Если повреждение небольшое (примерно до 1 см), то риггер может просто пристрочить поврежденный участок к дну ранца. В противном случае после покупки вам придется менять карман медузы.

Повреждения на сгибах. Внимательно осмотрите все части контейнера в местах сгибов плечевых клапанов и предохранительного клапана ОП. При небрежном обращении материал ранца на сгибах очень быстро истирается. Соответственно, после покупки вам придется оплачивать ремонт.

Жесткости клапанов. Проверьте состояние пластиковых вставок во всех клапанах (особенно плечевых) путем прощупывания. В случае обнаружения изломов, вам придется после покупки менять испорченные жесткости.

СК для ОП их состояние. На любых ранцах за исключением французского Atom должны стоять прямые СК (подробно все виды СК описаны в разделе "Общая классификация и описание ранцев"). Обратные СК на любых ранцах кроме Atom недопустимы! Если это не так, то вам в обязательном порядке потребуется покупать новые прямые СК. Если клеванты на СК выполнены на липучках, то желательно заменить их на вариант без липучек. Проверьте состояние белой петли на СК: если она повреждена, то, риггеру нужно будет ее заменить. Но учтите, что на практике обычно риггеры неохотно берутся за эту операцию, т.к. она достаточно трудоемка, а, значит, придется покупать новые СК.

Состояние медузы ОП. Для медузы из F-111 (подробно виды медуз ОП описаны в разделе "Общая классификация и описание ранцев") достаточно состояния, когда в ней нет дырок. Для медузы из ZP после 500 - 600 прыжков необходима замена. Оценить прыжковый возраст медузы без опыта, практически, нереально, поэтому ориентируйтесь на прыжковый возраст ранца. Также учитывайте, что ситуация в виде изношенной медузы и мало изношенной коллапсирующей стропы вполне возможна, и свидетельствует о том, что владелец ранца следит за его состоянием и своевременно меняет износившиеся части.

Состояние крепления привода медузы ОП. Проверьте состояние крепления привода медузы ОП к ней самой. Вполне возможно, что вы найдете там распустившиеся нитки, а само крепление будет держаться буквально на нескольких стежках.

Подушка отцепки. Проверьте подушку отцепки. Если она потеряла свою жесткость, легко сворачивается почти в трубочку и т.п., то ее необходимо заменить. В противном случае могут быть большие проблемы с ее захватом и выдергиванием.

Кабель отцепки. Внимательно осмотрите кабель отцепки. При наличии любых повреждений (надрывы, заусенцы и т.п.) его необходимо заменить, иначе возможен клин кабеля при его выдергивании.

Подушка запаски. Проверьте подушку запаски. Если она потеряла свою жесткость, легко сворачивается почти в трубочку и т.п., то ее необходимо заменить. В противном случае могут быть большие проблемы с ее захватом и выдергиванием.

Коллапс медузы. Проверьте состояние коллапсирующей стропы (или резинового шнура), максимально вытянув их наружу. В случае явных признаков износа коллапс нужно будет заменить.

Обязательная проверка у риггера. Купленный ранец нужно в обязательно порядке отдать риггеру для полного осмотра. Все вышеперечисленные проверки позволяют избежать наиболее типовых неприятностей, которые могут обнаружиться после покупки, но ни в коем случае не являются заменой того, что делает риггер, и не гарантируют безопасность купленного ранца.

Замените все резинки на камере ОП, чтобы иметь гарантию того, что все они будут в хорошем состоянии, и будут плотно держать стропы вашего ОП. Растянутые или просто старые резинки являются причиной самых разнообразных проблем на раскрытии, начиная от закруток и заканчивая предельно жестким раскрытием в виде стоп-крана (line dump). Не надо устраивать грошовую экономию (по сравнению с ценой ранца), которая может привести к очень неприятным последствиям.

7. "О бедном скайдайвере замолвите слово..." © Андрей Арзамасцев.
Мне очень не хочется поднимать этот вопрос, но, насмотревшись и наслушавшись самых разнообразных вариантов "экономии", которые иногда и вообразить-то тяжело, необходимо сказать несколько слов на эту тему особенно в контексте покупки подержанных ранцев. Я уже предвижу толпу разгневанных парашютистов, которые, посмотрев цены на ранцы зарекомендовавших себя производителей, вышли на демонстрацию с лозунгами
■ Да он охренел!
■ Да для этого надо быть Биллом Гейтсом!
■ Да он издевается над нами!
■ Да пусть он сначала даст мне $2000, а уже потом рекомендует такое!
■ На кол его! Нет, лучше утопить! Нет, лучше переехать его трактором ЧТЗ! Ах, за это можно и сесть?! Тогда в глаз! 162 раза! © Андрей Арзамасцев.
и т.д. и т.п. Пожалуйста, поймите, что ранец вы покупаете для себя. И речь идет не о ком-то, а именно о вашей жизни. И когда вы склеите ласты с купленным вами невероятно дешевым ранцем, который был сделан, если и не во времена самого Котельникова, то, во всяком случае, не намного позже. Или с вполне современным ранцем, от которого опытные парашютисты "почему-то" шарахаются как черт от ладана. Или с современным ранцем производителя с хорошей репутацией, но который "почему-то" продают в разы дешевле его собратьев. То сэкономленные деньги вашему трупу уже совершенно точно не понадобятся, но зато ваша история будет прекрасной иллюстрацией для правила о вреде экономии на себе, что тоже неплохо.

Страниц: 1
Опубликовано: 10.08.2010 | Просмотров: 4773 | [ + ]   [ - ]   | Печать
© 2024 Поддержка сайта - Бирзул Александр