09.05.2009
» ПАРАПЛАНЕРИЗМ » ПАРАПЛАН - первые вопросы и ответы на них.
Самые частые вопросы, касающиеся парапланеризма.

ПАРАПЛАН - ЭТО ПАРАШЮТ?

Параплан произошел от парашюта, как человек произошел от обезьяны. Кроме отдаленного фамильного родства, между этими аппаратами нет ничего общего. Параплан позволяет летать, в то время как парашют не дает вам разбиться в лепешку о твердую землю. Первый взлетает со склона, а второй тормозит ваше непреодолимое притяжение к Матушке Земле, когда вас безжалостно выбросили из самолета на высоте нескольких километров. Не примите это за нападки на захватывающий парашютный спорт - просто искомые ощущения здесь совершенно различны. Параплан весит от 5 до 8 кг и переносится в рюкзаке. Подготовить его к полету занимает менее 5 минут, а стартовать можно с любой горы или холма. Оказавшись в воздухе, парапланерист старается, в меру своего умения, использовать воздушные потоки, которые бывают восходящими и нисходящими (последние парапланеристы не очень любят). Поэтому полет во многом зависит от погодных условий. Он может длиться 20 секунд, а может и 5 часов. А если говорить о рекордах - то это более 11 часов, а дистанции - до 337 км!

А ЧЕМ ПАРАПЛАН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЕЛЬТАПЛАНА?

Дельтаплан имеет жесткий каркас, фиксирующий форму крыла, а пилот в полете находится в горизонтальном положении. Купол параплана удерживает форму только за счет давления воздуха, а пилот сидит или полулежит в удобной подвеске, которая крепится к стропам. У дельтаплана - более совершенный аэродинамический профиль, поэтому он может летать быстрее и дальше, чем параплан.

ЗАЧЕМ ЛЕТАТЬ НА ПАРАПЛАНЕ, КОГДА МОЖНО ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ?

Параплан быстро укладывается в легонький рюкзак, в то время как для дельтаплана нужна машина со специальным багажником на крыше, чтобы возить его на горку и обратно. Кроме того, дельтапланеристу приходится тратить примерно в десять раз больше времени для того, чтобы собрать или разобрать его. К тому же на параплане неизмеримо проще научиться летать. Идеологическая же разница состоит в том, что дельтаплан требует "клубности": ремонтная мастерская, ангар, автомобиль и т. п. А вот парапланерист может быть полностью автономен и независим. Если вам нравятся тусовки на склоне, пестрящем флюоресцентными расцветками - это для вас. Если вы отшельник-мизантроп - это тем более для вас.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПАРАПЛАН?

Из купола, строп и подвески, в которой вы сидите, как в кресле.

КАК УПРАВЛЯТЬ ПАРАПЛАНОМ?

Элементарно. У вас в руках - две управляющие стропы: тяпете правую - поворачиваете направо, левую - налево, обе - параплан тормозит. Кстати, точно так же управляется и самолет, только там тянуть нужно сильнее и в другую сторону.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ЛЕТАТЬ НА ПАРАПЛАНЕ?

Да кто угодно! Летают все: от шестилетних детей до восьмидесятилетних стариков. Летает король Иордании Хуссейн и президент Казахстана Назарбаев. Конечно, если вы захотите участвовать в соревнованиях, тогда вам придется вступать в какой-нибудь клуб, завести летную книжку, куда вы будете записывать все ваши полеты и т. п.

А ЭТО ОПАСНО?

Гораздо менее, чем ездить каждый день на машине! Безусловно, риск существует и необходимо быть благоразумным. В основном, неприятности происходят во время старта или посадки (происшествия в полете случаются значительно реже)! Слишком многие у нас летают, не пройдя толком курс обучения, в чрезмерно жестких условиях или на слишком требовательных спортивных аппаратах, до которых они еще не доросли технически. Нужно быть благоразумным и летать соответственно своему уровню. Пройти курс обучения, учиться у других парапланеристов, не летать поначалу в одиночку. Вообще, парапланеризм - очень честный вид спорта (или, скорее, активного отдыха), и сюрпризы в нем чрезвычайно редки. В нем ровно столько риска, сколько пилот готов принять. Оценив погодные условия, он сравнивает их сложность с уровнем своего мастерства и принимает решение: лететь ему, или нет. А если пилот неправильно оценил условия - тоже не на кого обижаться: он ведь прекрасно знал, что не прошел курс обучения! Хороший парапланерист - старый парапланерист ...

КАК НАУЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ НА ПАРАПЛАНЕ?

У инструктора, в школе. И только так! Вы проведете несколько дней на учебном склоне, чтобы научиться "чувствовать" крыло, взлетать и садиться. В то же время вас накормят теорией (это, может быть, не очень весело, зато жизненно (в буквальном смысле) важно. Вы познакомитесь с основами аэрологии, метеорологии и даже немножко аэродинамики. Зато смотреть дух захватывающие яркие видеофильмы гораздо веселее. Затем будет эйфория больших полетов, где вы останетесь наедине с голубым небом, сопровождаемый только лишь ободряющим голосом инструктора из динамика рации. Необходимо совершить много полетов под дружелюбным и зорким инструкторским оком, прежде чем обрести полную автономию.

КАК ВЫБРАТЬ ПАРАПЛАНЕРНУЮ ШКОЛУ?

Так, как у нас почти нет лицензированных школ, обучением не занимается разве, что ленивый. Но думаю, что вашего здравого смысла окажется достаточно: вы сразу увидите, серьезно ли инструктор подходит к вашему обучению, или его интерес к вам ограничивается содержимым вашего бумажника.

КАК ВЫБРАТЬ СЕБЕ ПАРАПЛАН?

Поскольку производителям парапланов несть числа, сделать это непросто. Но эта проблема если и стоит, то пока не перед вами. Если вы собираетесь покупать параплан, не пройдя обучения, тогда мои советы вам ни к чему: лучше сразу покупайте себе что-нибудь деревянное (ну вы уж сразу и подумали!- я всего то костыли имел ввиду). Стоит эта проблема перед вашим инструктором. В период обучения вы будете летать на его куполе, а по его (обучения) завершении инструктор порекомендует купол, подходящий вам по характеру. Парапланы, как и люди бывают спокойные, нервные, верные, туповатые ... Помните только, что, как правило, инструктор при этом почти всегда - лицо заинтересованное, а то и сам продает вам купол. Безусловно, лучше всего покупать купол у своего инструктора, поскольку именно он знает все ваши сильные и слабые стороны - просто имейте это ввиду.

СКОЛЬКО СТОИТ ПАРАПЛАН?

Оо ... не так уж дешево ... По стоимости парапланы можно разделить примерно на 3 группы: подержанные отечественные, а также фирменные модели, на которых летали еще неандертальцы - $ 300 - 400 новые отечественные или лицензионные, либо подержанные фирменные - $ 800 - 2000 последний писк западного рынка - под $ 4000.

ЧЕМ ДОРОГОЙ ПАРАПЛАН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЕШЕВОГО?

Разумеется, ценой. Кроме этого (немаловажного) момента и проблемы износа можно сказать, что более дорогой аппарат, как правило, позволяет побольше выжимать из погодных условий (летать дольше или улететь дальше), хотя бывает погода, когда даже коровы летают. Я, правда, не видел.

НА СКОЛЬКО ХВАТАЕТ ПАРАПЛАНА?

Разумеется, ткань купола и стропы страдают от эксплуатации (волочение по земле, ультрафиолет и т. п.). Средняя продолжительность жизни - примерно 4 года, хотя это, безусловно, зависит от интенсивности Ваших полетов.

Автор этой подборки мне неизвестен, но если таковой объявится - с удовольствем опубликую его копирайты.

Все права сохранены  ©  Прыжки с парашютом и Авиация на Донбассе

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://don-sky.org.ua/index.php?dn=article&to=art&id=41